Кулешова Анна
Долгосрочный проект «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей через изучение культуры казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию, направленный на совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми подготовительной группы.
Разработали: Кулешова. А. В.
Цитата по теме: «Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Проблема: Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.
На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Тема проекта : «Формирование нравственно- патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Актуальность: • во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
• во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности дошкольного образования, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Цель: Реализация содержания регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Создать систему работы по ознакомлению детей с родной станицей, зажечь искорки любви к своей малой родине, её истории и культуре.
- Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.
- Обобщить полученные результаты в процессе диагностики знаний детей истории родного края, культуры и традиций казаков.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.
- Формировать у дошкольников интерес к образцам казачьего декоративно – прикладного искусства, художественным промыслам.
- Развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую ситуацию;
- Развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, истории и культуре.
- Воспитывать уважение к истории отечества, родного края, людям, служившим Отчизне верой и правдой.
- Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества личности, гражданское достоинство.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта : Новизна опыта заключается в эффективном комбинировании известных форм обучения детей : фольклорные праздники, видео – путешествия, экскурсии; встречи с интересными людьми, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры: дидактические, подвижные, хороводные, образовательные ситуации, продуктивные виды деятельности, способствующие воспитанию нравственно-патриотической личности дошкольников через изучение культуры казачества.
В проект включены все ОО : деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта Сентябрь 2024г – май 2025г
Материал и техническое оборудование:
компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, наглядный материал, казачьи костюмы, нагайка, шашки, кони. платки
уголок по казачеству, методические и дидактические пособия, картотека, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, мультимедийная установка, экран, информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
Участники проекта :
1. Дети и родители подготовительной группы (6- 7 лет)
2. Воспитатели: Кулешова. А. В., Каргина В. Б.
Вид проекта :
фронтальный, социальный, долгосрочный - 9 месяцев
Тип проекта…
информационно – творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, игровой.
Форма :
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-выставки детских работ;
-консультации для родителей;
- экскурсии;
- буклеты и памятки для родителей.
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
Чтение художественной литературы.
Казачьи народные сказки : «Бисеринка», «Танюша и мачеха», «Змея и рыбак», «Кочеток и охотник», «Как звери спасли охотника, «Доброе сердце дороже красоты», «Митяй казак бесстрашный», «Рябая баба и чертенок», «Про сына купца и дочь сапожника».
Художественно-эстетическое развитие
1. Слушание казачьих песен «Пчелочка златая», «Эх, донские казаки», «Если хочешь быть военным», «Казачий Дон», «Бравый атаман» «Ойся, ты ойся»
2. Рисование «Укрась кувшин», «Раскрась лошадку»
3 Музыкальное развитие.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с казачьими песнями. Учатся подбирать движения, соответствующие тексту и характеру песни. На занятии прививается уважение к казачьим традициям и фольклору.
В казачьих песнях просматривается разделение на песни. посвящённые казакам и казачкам : «Сотник», «Браво, браво», «Рыбица», «Земляничка-ягодка», Хоровод «Я на печке молотила». Разучивание песен. «Мы – казачата», «Марш казачат»
Формы работы с детьми : Беседы: «Донской край – мой край», «Символы Ростовской области» (герб, флаг, «Дон – река», «Казачья семья», «Казачий костюм».
Показ презентации «Быт донских казаков».
Чтение художественной литературы: «Почему Дон Ивановичем зовут» В. Моложавенко, П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона», П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». М. А. Шолохов «Нахалёнок», «Жеребенок».
Разучивание считалок к казачьим подвижным играм.
Рассказ о празднике Покров, народных приметах, связанных с
ним, о традициях.
Рассказ о празднике Рождество, народных приметах, связанных с
ним, о традициях.
Разучивание русских и казачьих пословиц и поговорок.
Разучивание стихотворений и пословиц
Загадки
Рассматривание иллюстраций
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у казака»
Дидактические игры: «Одень казака и казачку». «Отгадай загадку, получи отгадку», «Эволюция вещей», «Что сначала,
потом».
Настольно – печатные игры: «Составь узор», «Украсим костюм».
Аппликация: «Казачий курень», «Донские просторы».
Рисование: «Казачок с казачкой».
Лепка: «Конь верный друг казака».
Раскрашивание раскрасок «Донское казачество»
Слушание музыкальных произведений: казачьих песен
«При лужку», «Скакал казак».
Пение: А. Софронова «Казачья круговая»
Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Платочек», «Казачья».
Досуги, развлечения: «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать», «Игры донских казачат».
Подвижные игры: «Всадники», «Голубая лента», «Салки»,
«Жмурки», «Игра в шапку», «Заря».
П / И - Игры-эстафеты на прогулке
Пальчиковая игра: «Казачья семья».
Мастер-класс для детей подготовительной группы «Знакомство с народной куклой. Изготовление Зайчика на пальчик»
https://30368.maam.ru/maps/news/682557.html
Экскурсия в мини- музей «Казачья горница» в детском саду. https://30368.maam.ru/maps/events/72081.html
Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему: «Жилище, одежда и предметы быта донских казаков»
https://30368.maam.ru/maps/news/682642.html
Для родителей: «Консультация «Кто такие казаки»
https://30368.maam.ru/maps/news/678771.html
Консультация для родителей «Традиции казачества» https://30368.maam.ru/maps/news/678776.html
Консультация для родителей «Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества»
https://30368.maam.ru/maps/news/678777.html
Консультация для родителей дошкольников «Основы казачьего семейного воспитания»
https://30368.maam.ru/maps/news/681187.html
Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта.
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д,
Фотоотчёт о проведении мастер - класса по изготовлению «Фенечек» https://30368.maam.ru/maps/events/72272.html
Фотоотчёт о проведении занятия «Введение во храм Пресвятой Богородицы» https://30368.maam.ru/maps/events/72324.html
Фотоотчёт о дне рождении Ростовской области. https://30368.maam.ru/maps/events/72778.html
Незабываемая встреча дошкольников с участником СВО. https://30368.maam.ru/maps/events/72781.html
Фотоотчет к празднику «День пожилого человека» https://30368.maam.ru/maps/events/71449.html
Фотоотчёт о проведении беседы «День Неизвестного солдата» https://30368.maam.ru/maps/events/72371.html
Предполагаемые результаты были достигнуты:
• Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы само рефлексии;
• Изучить историю развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;
• Воспитать чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
• Воспитать гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
• Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.
• Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент).
Используемая литература:
1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
2. Визер, В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России. [Текст] / Визер, В. Г. М. : Интеграция, 2005. 219 с.
3. Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» [Текст] / Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. ТЦ «Сфера» 2002г.
4. Н. В. Корчаловская, Н. Ш. Лебедева, И. П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.
5. Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» [Текст] / Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. ТЦ «Сфера» 2002г.
6. Н. В. Корчаловская, Н. Ш. Лебедева, И. П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.
7. Баладина Л. А Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества. - Ростов-на-Дону, 2012г.
8. Муравьева О. Ю., Агуреева Т. И., Мирошничеко Л. В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
9. Т. И. Агуреева: Казачий костюм : учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г
10. Гордеев А. А. “История казачества” М. Вече 2006г.
11. Бурова Н. В, Буров Д. В. «Традиции родного края. История и культура казачества», изд. «Учитель», 2014г.
12. Маркова В. А. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине», Изд «Традиция», Краснодар, 2007г.
13. Агуреева Т. И, Л. А. Баладина. С чего начинается Родина. Детям о народной культуре. – М. : ИД «Цветной мир», 2012г.
14. Иные интернет источники.