Ольга Козелина
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
по формированию основ финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
«Юный финансист»
на 2022 -2023 учебный год.
Разработала воспитатель:
Козелина О. С.
г. Шуя 2022г.
Публикация «Долгосрочный проект по финансовой грамотности „Юный финансист“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».
Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Участники проекта : воспитатели и воспитанники старшего дошкольного возраста
5 – 7 лет.
Срок реализации: с сентября 2022г. по май 2023г.
Предмет проекта : финансовая грамотность.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское направление, социокультурная деятельность, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное направление.
Актуальность проблемы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель проекта : формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
Основное содержание и методы реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Организационный этап:
1. Определение проблемы, цели и задачи проекта
2. Изучение литературы, подбор материала.
Практический этап:
Реализация проектных мероприятий.
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта
Принципы реализации проекта :
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип научности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Форма и методы работы с детьми:
- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);
- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);
- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Предполагаемые результаты:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
-Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.
-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
-Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
-Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коннова, З. П., Развитие игровой активности дошкольников / З. П. Коннова, И. В. Малышева, Л. А. Пенькова, С. В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С. А. Козлова – Москва, 1998.
3. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А. А. Смоленцева. – Москва, 2016.
4. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А. Д. Шатова – Москва, 2018.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Дети и деньги [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
2. Ребенок и его мир [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://worldofchildren.ru/
3. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.klubkontakt.net/
План проектных мероприятий с детьми.
Дата Тема Направление работы, цель и задачи
Сентябрь
«Азбука финансов».
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Что такое потребности? Виды потребностей.
Потребности семьи.
Что и сколько нужно человеку. Потребности и возможности, желание и капризы.
Итоговое занятие по теме «Путешествие Незнайки и Знайки».
Сформировать представление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, материальные)
Сформировать у воспитанников представление о потребностях семьи.
Сформировать представление, что и сколько нужно человеку для жизни.
Закрепить понятия «потребность», виды потребностей по признакам «материальные» и «духовные».
Октябрь
«Труд – основа жизни».
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Мир профессий.
Что такое труд? Для чего нужно трудиться?
Зачем всему надо учиться?
Кем я хочу стать и почему?
Итоговое занятие по теме: «Путешествие в страну Трудолюбию.»
Закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей. Формировать уважение к людям труда
Объяснить,что такое труд, его значение в жизни каждого человека.
Объяснить детям, зачем нужно учиться, зачем нужно получать профессию.
Закрепить представление о разных видах труда, формировать уважительное отношение к труду, желание трудиться.
Ноябрь.
«Результат труда человека – товар».
1 неделя.
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Услуги и товары. Что это?
Магазины и покупки: товар и его
стоимость.
Магазины и покупки: где
продают товары и услуги.
Итоговое мероприятие по теме «Юные предприниматели».
Формировать у детей первоначальные представления о результате труда, товаре.
Формировать представления о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.
Расширить представление о том, что такое магазин, рынок, ярмарка, базар, киоск.
Закреплять понимание взаимосвязи понятий «труд – продукт- деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
Декабрь.
«Деньги- для чего они нужны» .
1 неделя.
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Понятие «Деньги, монета, купюра, пластиковая карта».
Денежные единицы разных стран.
Где хранят деньги? Банк. Виды услуг.
Квест – игра «Три копейки – это много?»
Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания о внешнем виде современных денег.
Знакомство дошкольников с денежными знаками разных стран.
Познакомить детей с работой банка.
Расширить знания по финансовой грамотности, закрепить понятия «деньги», «монета», «купюра»,»пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
Январь.
«Реклама: желание и возможности».
1 неделя
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Что такое реклама?
Реклама бывает разная.
Какая реклама лучше. Что быстрее купят?
«Рекламное агентство».(Придумываем рекламу).
Дать представление о рекламе, ее истории, разновидности.
Учить детей правильно воспринимать рекламу, поощрять у них объективное отношение к рекламе.
Создать условия для формирования представления о рекламе.
Закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда.
Февраль.
«Семейная экономика».
1 неделя.
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Семейный бюджет. Как приходят деньги в семью.
Распределение семейного бюджета. (Семейные расходы)
Личные деньги. Копилка.
Путешествие в страну «Экономоград».
Знакомство с понятием «Семейный бюджет»
Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи.
Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? Изготовление копилки.
Формировать умение правильно делать покупки.
Март.
«Учимся занимать и отдавать долги».
1 неделя.
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Занимаем и одалживаем.
Долги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ты мне – я тебе.
Досуг «Долг и ответственность».
Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.
Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.
Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде?
Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
Апрель.
«Богатство – бедность. Жадность – щедрость».
1 неделя.
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Что такое богатство? Что важнее денег?
Щедрость и жадность.
Бережливость – главное богатство.
Творческое занятие: изображаем щедрость жадность
Дать представление о богатстве как о сумме ценности всего имущества семьи, показать различное отношение людей к богатству.
Способствовать формированию у дошкольников щедрости, как нравственной добродетели.
Формировать навык и умение рационально использовать доступные материальные ценности.
Обсуждаем такое качество как щедрость, жадности и изображаем при помощи художественных приё мов: рисунков, лепки из пластилина.
Май.
«Учимся планировать».
1 неделя.
2 неделя.
3 неделя.
4 неделя.
Всё по плану.
Ставим цели.
Сделал дело- гуляй смело.
Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)
Знакомство с понятием план, учить составлять план.
Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы действовать по плану.
Учить подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать решения.
Закрепление знаний, полученных за весь учебный год.