Папки-передвижки

Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет

Ольга Козелина
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Долгосрочный проект

по формированию основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста

«Юный финансист»

на 2022 -2023 учебный год.

Разработала воспитатель:

Козелина О. С.

г. Шуя 2022г.

Публикация «Долгосрочный проект по финансовой грамотности „Юный финансист“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».

Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Участники проекта : воспитатели и воспитанники старшего дошкольного возраста

5 – 7 лет.

Срок реализации: с сентября 2022г. по май 2023г.

Предмет проекта : финансовая грамотность.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское направление, социокультурная деятельность, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное направление.

Актуальность проблемы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Цель проекта : формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Организационный этап:

1. Определение проблемы, цели и задачи проекта

2. Изучение литературы, подбор материала.

Практический этап:

Реализация проектных мероприятий.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта

Принципы реализации проекта :

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип научности;

• принцип целенаправленности;

• принцип новизны;

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Форма и методы работы с детьми:

- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);

- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);

- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

-Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.

-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

-Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

-Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коннова, З. П., Развитие игровой активности дошкольников / З. П. Коннова, И. В. Малышева, Л. А. Пенькова, С. В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.

2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С. А. Козлова – Москва, 1998.

3. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А. А. Смоленцева. – Москва, 2016.

4. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А. Д. Шатова – Москва, 2018.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Дети и деньги [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

2. Ребенок и его мир [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://worldofchildren.ru/

3. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.klubkontakt.net/

План проектных мероприятий с детьми.

Дата Тема Направление работы, цель и задачи

Сентябрь

«Азбука финансов».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Что такое потребности? Виды потребностей.

Потребности семьи.

Что и сколько нужно человеку. Потребности и возможности, желание и капризы.

Итоговое занятие по теме «Путешествие Незнайки и Знайки».

Сформировать представление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, материальные)

Сформировать у воспитанников представление о потребностях семьи.

Сформировать представление, что и сколько нужно человеку для жизни.

Закрепить понятия «потребность», виды потребностей по признакам «материальные» и «духовные».

Октябрь

«Труд – основа жизни».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Мир профессий.

Что такое труд? Для чего нужно трудиться?

Зачем всему надо учиться?

Кем я хочу стать и почему?

Итоговое занятие по теме: «Путешествие в страну Трудолюбию.»

Закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей. Формировать уважение к людям труда

Объяснить,что такое труд, его значение в жизни каждого человека.

Объяснить детям, зачем нужно учиться, зачем нужно получать профессию.

Закрепить представление о разных видах труда, формировать уважительное отношение к труду, желание трудиться.

Ноябрь.

«Результат труда человека – товар».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Услуги и товары. Что это?

Магазины и покупки: товар и его

стоимость.

Магазины и покупки: где

продают товары и услуги.

Итоговое мероприятие по теме «Юные предприниматели».

Формировать у детей первоначальные представления о результате труда, товаре.

Формировать представления о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.

Расширить представление о том, что такое магазин, рынок, ярмарка, базар, киоск.

Закреплять понимание взаимосвязи понятий «труд – продукт- деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

Декабрь.

«Деньги- для чего они нужны» .

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Понятие «Деньги, монета, купюра, пластиковая карта».

Денежные единицы разных стран.

Где хранят деньги? Банк. Виды услуг.

Квест – игра «Три копейки – это много?»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания о внешнем виде современных денег.

Знакомство дошкольников с денежными знаками разных стран.

Познакомить детей с работой банка.

Расширить знания по финансовой грамотности, закрепить понятия «деньги», «монета», «купюра»,»пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

Январь.

«Реклама: желание и возможности».

1 неделя

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Что такое реклама?

Реклама бывает разная.

Какая реклама лучше. Что быстрее купят?

«Рекламное агентство».(Придумываем рекламу).

Дать представление о рекламе, ее истории, разновидности.

Учить детей правильно воспринимать рекламу, поощрять у них объективное отношение к рекламе.

Создать условия для формирования представления о рекламе.

Закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда.

Февраль.

«Семейная экономика».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Семейный бюджет. Как приходят деньги в семью.

Распределение семейного бюджета. (Семейные расходы)

Личные деньги. Копилка.

Путешествие в страну «Экономоград».

Знакомство с понятием «Семейный бюджет»

Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи.

Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? Изготовление копилки.

Формировать умение правильно делать покупки.

Март.

«Учимся занимать и отдавать долги».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Занимаем и одалживаем.

Долги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ты мне – я тебе.

Досуг «Долг и ответственность».

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде?

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Апрель.

«Богатство – бедность. Жадность – щедрость».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Что такое богатство? Что важнее денег?

Щедрость и жадность.

Бережливость – главное богатство.

Творческое занятие: изображаем щедрость жадность

Дать представление о богатстве как о сумме ценности всего имущества семьи, показать различное отношение людей к богатству.

Способствовать формированию у дошкольников щедрости, как нравственной добродетели.

Формировать навык и умение рационально использовать доступные материальные ценности.

Обсуждаем такое качество как щедрость, жадности и изображаем при помощи художественных приё мов: рисунков, лепки из пластилина.

Май.

«Учимся планировать».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Всё по плану.

Ставим цели.

Сделал дело- гуляй смело.

Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)

Знакомство с понятием план, учить составлять план.

Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы действовать по плану.

Учить подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать решения.

Закрепление знаний, полученных за весь учебный год.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы) Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические.

План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группыПлан проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы Цель: Формирование основ финансовой грамотности.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 24 октября 2022 в 22:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козелина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД