Соловьева Татьяна
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Погружение в мир экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Погружение в мир экономики
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок»
Долгосрочный проект по финансовой грамотности
«Погружение в мир экономики»
Выполнила:
воспитатель Соловьева Татьяна Викторовна
Тамбов
2023 год
Содержание
1. Актуальность проекта 3
2. Постановка проблемы 3
3. Цель и задачи проекта 3
4. Основная идея проекта 4
Публикация «Долгосрочный проект по финансовой грамотности „Погружение в мир экономики“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
5. Обоснование значимости проекта 5
6. Принципы формирования финансовой грамотности 6
7. Этапы реализации проекта 6
8. Предполагаемые результаты 7
9. Перспективный план по формированию финансовой грамотности у детей в 2023-2024 гг. 8
10. План работы с родителями на 2023-2024 учебный год. 12
11. Предполагаемые результаты по проекту в целом 14
Список использованных источников 15
Приложение 1 16
Приложение 2 20
1. Актуальность проекта
В современное время с развитием рыночных отношений, нестабильности в сфере экономики и внедрением новейших технологий в деятельность человека, все больше возникают вопросы, связанные со сбережением собственных денежных средств, увеличением дохода, формированием полезных финансовых привычек, а также защитой от злоумышленников, использующие новые системы обмана, включающих использование современных технологий.
В данных условиях, человеку необходимо знать ответы на данные вопросы и даже больше. Он должен уверенно ориентироваться в вопросах финансовой грамотности.
2. Постановка проблемы
В связи со статическими данными, в Тамбовской области наименее низкий процент осведомленности населения в вопросах собственной грамотности в области финансов. Это говорит о том, что люди могут не рационально распоряжаться собственными денежными средствами, а также находятся в группе риска, поскольку не могут осознавать мошеннические схемы, которые используются против них.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно воздействует не только на отдельного человека, но и на развитие финансового рынка, экономической составляющей региона и страны в целом. Снижает инвестиционную активность, так как население относится с недоверием к инвестициям.
В данный момент времени внедряются и активно используются меры, направленные на повышение финансовой грамотности, что задействует людей всех возрастов, куда входят пожилые люди и школьники. Но стоит уделить внимание детям дошкольного возраста, поскольку в этот период в них закладываются основы, которые в будущем позволят лучше воспринимать знания в сфере финансов, а также привить интерес. Для этой цели будет реализован проект для детей старшего дошкольного возраста, который направлен на формирования знаний по финансовой грамотности и их уверенного использования в будущем.
3. Цель и задачи проекта
Цель: просвещение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, которые необходимы для обеспечения приобретения знаний, полезных финансовых привычек, а также заинтересованности к данной теме, что позволит в будущем грамотно принимать решения в области управления собственными средствами и лучше ориентироваться в экономике страны в целом.
Задачи:
Формирование основ финансовой грамотности среди детей старшего дошкольного возраста;
Способствовать возникновению интереса к бытовым вопросам, связанных с деньгами, экономическими профессиями, а также роли экономики;
Формирование полезных финансовых привычек в ходе практической деятельности;
Развитие способности детей к творческому разрешению ситуаций, возникающих в процессе проявления экономических отношений.
Развитие коммуникативных и коллективных способностей детей в ходе экономических игр.
Проведение познавательной беседы с родителями детей по вопросам финансовой грамотности;
Проведение мероприятий, мастер-классов для родителей, необходимых для большего погружения в тему, установления тесного взаимодействия с детьми по поводу личных финансов;
Подведение итогов и выявление результатов того, как на детей старшего дошкольного возраста повлияли занятия в рамках проекта.
Участники проекта :
— Дети старшего дошкольного возраста
— Воспитатели
— Родители
Срок реализации проекта : с 1 октября 2023 года по 31 мая 2024 года. (2023-2024 учебный год)
Тип проекта : информационный, игровой, групповой.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Компьютер, интерактивная доска, с помощью которых будут показаны познавательные материалы детям;
2. Карточки, которые будут выданы в качестве денег;
3. Реальные деньги для демонстрации их в процессе знакомства с деньгами;
4. Атрибуты к играм проекта, включающие игрушки и бытовые предметы;
5. Мультфильмы, книги, презентации и иные материалы.
4. Основная идея проекта
Финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния
Идея проекта заключается в том, что основы финансовой грамотности, которые будут получены в старшем дошкольном возрасте, в будущем увеличат вероятность становления преуспевающего в жизни человека, понимающего как лучше распределять собственные средства и составлять бюджет, избегать импульсивных расходов и приумножению средств, как противостоять на рекламе, которая приобретает все более назойливый характер.
К тому же воспитание финансовой грамотности приобретает необходимость из-за усложнения экономической системы и появления новых финансовых продуктов, внедрения цифровых денег, ускорения процесса глобализации. К этой реальности приходится подстраиваться, что у взрослых людей выходит с некоторым трудом. Современные дети ориентируются лучше, поскольку они выросли в современной обстановке, где с детства воспринимали информацию: через родителей, через мультфильмы, где часто рассказывается о финансовых основах, в новостях.
Раннее финансово-экономическое образование служит дополнительной ступенькой к социализации ребенка, его понимаю современного устройства общественной жизни, эффективного и уверенного взаимодействия с миром. Однако к приобщению ребенка к экономической системе — это процесс сложный, требующий повышенного внимания со стороны взрослых: это не только воспитатели, но и родители. От вторых в большей степени зависит понимание бытовых вещей. Семья — это пример, как отдельная ячейка общества участвует в экономических отношениях. Воспитатель закладывает общее понимание экономической действительности, семья ее закрепляет, отвечает на вопросы, которые ребенок может задать в процессе, когда увидел что-то новое, а рядом воспитателя нет. Поэтому обучение основам финансовой грамотности затрагивает и родителей.
5. Обоснование значимости проекта
Значимость проекта выражается в том, что с его помощью создаются все условия для формирования финансовой грамотности детей. Финансово-экономическое образование обеспечивает понимание одной из составляющих современное устройства общественной жизни, уверенного взаимодействия ребенка с миром. В будущем ребенок на основе полученных знаний все чаще будет принимать самостоятельные решения и творчески подходить к разрешению финансовых трудностей.
Практическая часть проекта позволит воспитать в детях такие качества как: бережливость, рациональное мышление и поведение во время приобретения тех или иных товаров и услуг, деловые качества. Самое главное — это сформировать реальное представление о финансово-экономических отношениях в современном мире.
Финансовая грамотность позволяет еще в детстве устранить ошибки, которые в данный момент совершают взрослые люди в силу отсутствия знаний в разных областях. Ранее изучение — это залог обеспечения финансовой безопасности в связи пониманием работы мошеннических схем.
Человек может изучать финансовую грамотность на протяжении жизни, поскольку экономическая система часто претерпевает изменения, происходит внедрение новых финансовых продуктов в соответствии с мировыми тенденциями, активным ростом научно-технического прогресса. Однако важно создать основу финансовой грамотности, поскольку понимании всех процессов произойдет постепенно, начиная с детства. В будущем человеку будет проще понять, почему такие изменения происходят и адаптироваться под них.
6. Принципы формирования финансовой грамотности
При реализации проекта будут использованы различные подходы к обучению детей старшего дошкольного возраста. Однако в наиболее активно будут использоваться игровые и практические методы обучения, поскольку так дети будут вовлечены в процесс обучения, что позволит наиболее прочно усвоить материал.
Игра — деятельность, приносящая наибольший результат в освоении материала. Ведь она предполагает вовлечение в процесс всех детей, исключает боязнь ошибок, а также дарит позитивный опыт, который запомнится детям, и они захотят его повторить. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
В ходе реализации проекта будут задействованы следующие принципы:
1. Принцип новизны, предполагающих использование и изучение современных источников, затрагивающих финансовую грамотность;
2. Принцип целостности, где каждый элементы проекта должны быть взаимосвязаны между собой.
3. Принцип от простого к сложному, где информация, которая рассказывается детям, будет усложняться по мере прохождения новых тем проекта.
4. Принцип завершенности, предполагающий обязательное доведение проекта до его логического конца.
7. Этапы реализации проекта
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, практические и заключительный.
— Начальный или подготовительный этап (октябрь 2023 год)
Данный этап предполагает выбор тематической литературы, сбор современной информации, ее грамотную систематизацию. Разработка проекта производится на весь учебный год, с учетом построения от наиболее легкого к наиболее сложному.
1. Происходит подбор литературных источников для воспитателя и отдельные книги (сказки) для детей;
2. Подбор мультфильмов для занятий;
3. Создание информационных буклетов для родителей, презентаций для проекта в целом.
— Практический этап (ноябрь 2023 – апрель 2024)
Это основной этап проекта, занимающий самый длинный отрезок времени. На данном этапе реализуется программа, составленная на подготовительном этапе. Проводятся игровые занятия, выставки рисунков, посвященные отдельным тематикам, используется подготовленный материал, проводится просмотр мультфильмов, которые подают знания в более увлекательном для детей виде.
Кроме этого будут реализованы следующие мероприятия:
1. Погружение в мир денег;
2. Проведение беседы с родителями;
3. Проведение совместных с детьми и родителями мастер-классов;
4. Создание дополнительных информационных материалов для родителей;
5. На данном этапе реализуется масштабная игра проекта «Погружение в мир экономики».
— Заключительный этап (май 2024).
Он предполагает подведение итогов проекта, реализации программы, где должен быть ответ на вопрос «Была ли достигнута поставленная цель?». Должны быть выявлены наиболее сильные и слабые стороны. Отклонения в проекте учитываются и исправляются, что позволяет совершенствовать и делать его более эффективным для использования в будущем. Подводятся итоги с помощью игры «погружение в мир экономики».
В заключительном этапе подводятся итоги работы с родителями. Выявляется изменение отношения к финансовой грамотности в период действия проекта.
8. Предполагаемые результаты
Предполагаемые результаты проекта затрагивают как детей старшего дошкольного возраста, так и их родителей. Они включают в себя:
Приобретение первичных знаний и опыта, касающихся финансовой грамотности, а также полезных привычек. В дальнейшем данные знания пригодятся, поскольку у детей будет более осмысленным подход к распределению карманных средств, распределению семейного бюджета и иных основ. В детском саду главная цель — закладывание фундаментальных основ финансовой грамотности, которые облегчат усвоение экономических элементов в школе.
Проведение бесед с родителями, которые должны способствовать оценке собственного уровня финансового грамотности, выявление пробелов в знаниях и их устранения, а также получение дополнительной информации, способной улучшить планирование семейного бюджета. Поскольку во многом финансовая грамотность детей зависит от влияния родителей, которые могут ответить на интересующие ребенка вопросы.
Воспитатели получат первичный опыт проведения уроков финансовой грамотности, который могут применить в будущем. Исходя из результатов проекта, педагоги выделят наиболее успешные стороны и наименее результативные для совершенствования программы.
Для реализации программы был составлен перспективный план, отображенный в таблице 1, где помесячно расписаны шаги изучения финансовой грамотности со всеми мероприятиями, которые должны быть проведены. Это может быть просмотр познавательных материалов или мультфильмов, изучение презентаций или проведение сюжетно-ролевых игр. В ходе всей программы будет проведена игра проекта «Погружение в мир экономики».
9. Перспективный план по формированию финансовой грамотности у детей в 2023-2024 гг.
Срок
проведения Тематический блок Задачи Проводимые мероприятия
Ноябрь «Потребности и желания» 1. Знакомство с понятиями «потребность» и «желание» или иными словами «надо» и «хочу».
2. Знакомство с понятием «ограниченность ресурсов»
3. Развитие умений отличать потребности от желаний.
4. Просвещение насчет того, что все имеет свою «ценность».
1. Беседа «Как отличить потребность от желания»
2. Игра «Хочу и надо», закрепляющая знание о разнице данных понятий
3. Показ презентации на тему «Ограниченность ресурсов»
4. Чтение сказки «Как коза избушку построила»
Декабрь «Труд и его цена» 1. Продолжение формирования у детей знаний финансовой грамотности.
2. Изучение понятия «труд» и его роли в жизни человека.
3. Понимание детьми важность труда. С помощью труда они могут позволить себе приобрести тот или иной товар, который удовлетворяет первичные и вторичные потребности (хочу и надо).
4. Определение видов профессий.
5. Определение «услуги»
6. Развитие умение детей давать оценку собственной деятельности, ее значимости.
1. Беседа «Роль труда в жизни человека и общества»
2. Презентация «Современные профессии, которые важны для общества».
3. Дидактическая игра «Заработай умом!»
4. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
Январь «Что такое деньги и причины их возникновения» 1. Изучение понятия «денег» и «цена».
2. Определение причины возникновения денег.
3. Знакомство детей с различными видами и формами денег.
4. Формирование навыков счета у детей.
1. Проведение игры «Размен»
2. Презентация «Развитие денег».
3. Мультфильм «Фиксики: истории вещей»
4. Сюжетно-ролевая игра «Бартер»
Февраль «Бюджет и его виды» 1. Обучение планированию собственных средств.
2. Просвещение, что такое бюджет и из чего он состоит.
3. Изучение понятия «расходы» в более широком плане.
4. Изучение основных статей доходов и расходов семейного бюджета: пища, оплата услуг, оплата одежды и другие расходы.
5. Воспитание в детях умение разумно тратить собственные деньги, исключить развитие импульсивной траты денег.
1. Мультфильм «Три кота: поход в магазин»
2. Мультфильм «Уроки тетушки Совы: семейный бюджет»
3. Беседа «Бюджет и его виды»
4. Игра «Яблоко-Помидор»
5. Дидактическая игра «Таблица расходов»
6. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Март «Кредит: хорошо или плохо» 1. Изучение понятий «долг», «кредит».
2. Изучение роли долга в жизни человека.
3. Обучение детей правильно определять свои возможности в погашении долга.
4. Продемонстрировать, что кредит — это серьезное решение.
1. Беседа «Долг и его последствия»
2. Сказка «Незнайка на Луне»
3. Презентация «Какой бывает долг»
4. Сюжетно-ролевая «Банк»
Апрель «Финансовая безопасность : как справиться с мошенниками?» 1. Изучение понятия финансовой безопасности.
2. Изучение мер, которые помогают обезопасить себя.
3. Продолжение воспитания в детях рационального мышления.
1. Квест-игра «Финансовый спецназ»
2. Сказка «Приключения Буратино»
3. Беседа «Как не попасться на обман мошенников»
Май «Реклама: правда или обман» 1. Закрепление ранее изученных тем посредством игр.
2. Изучение рекламы
3. Изучение позитивных и негативных аспектов рекламы
4. Поощрение детей в продолжении изучения финансовой грамотности (самостоятельно и при помощи родителей)
1. Презентация «Какая бывает реклама»
2. Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»
3. Заключительная беседа «Финансовая грамотность»
4. Сюжетно-ролевая игра «Мы — художники»
В процессе всего проекта будет проводиться одна большая игра —«Погружение в мир экономики».
Цель: использование практических навыков на основе полученных в процессе обучения знаний. Данная игра даст возможность в наибольшей степени соприкоснуться с бытовыми вещами, где необходима финансовая грамотность. Дети смогут на практике понять, откуда берутся деньги, как правильно их распределять, а также соприкоснутся с темой бюджета и долга.
Эта игра будет проводиться на протяжении всего проекта. При изучении новых тем предполагается ее усложнение. Во время игр, прослушивания сказок, активного участия будут выдаваться карточки за их труд, что позволит перейти к теме декабря «трудовая деятельность». Это будет давать возможность в большей степени освоить материал.
В начале же игры детям будут выданы карточки в долг. Карточки должны использоваться для приобретения товаров для удовлетворения собственных потребностей в пище и безопасности. Дети должны будут выбрать наиболее значимые для них товары и при этом должна остаться, по крайней мере, одна карточка для покупки игрушки.
В процессе изучения необходимо донести важность труда и какую роль он играет не только в жизни человека, но в самой общественной системе. На примере игр и мультфильмов показать основные профессии. Во время игр за свою профессиональную деятельности дети получают дополнительные карточки. Им дается возможность приобрести больше товаров, которые соответствуют их желаниям, а не только потребностям.
В январе раскрывается истинная сущность карточек. Они используются в роли денежных средств. Поскольку дети успели с ними ознакомиться ранее, то они проще воспримут новую информацию. На данном этапе рассказывается о существовании двух типов денег: наличные и безналичные. А также почему возникли деньги. С помощью проведения обмена вещами без использования карточек, дети поймут, что обмен вещами неудобен.
В феврале по мере изучения бюджета, дети в игре будут распределены в семьи, где у каждого будет своя роль. Мать и отец, которые зарабатывают деньги, а также ребенок, которому отдают деньги на карманные расходы. В любом. Будут рассмотрены разные виды расходов с позиции взрослых и детей и их различия.
В марте предполагается изучение темы долга. На данном этапе детям напоминают, что есть карточки, которые им давали в долг, пора время выплатить. Если же детям не удастся выплатить карточки, то срок долга переносится, а сам он будет немного увеличен. Это будет говорить о серьезности долга, поэтому его должны брать обдуманно.
В апреле изучается тема безопасности. В игре проводятся соответствующие мероприятия. На сайтах могут просить перевести деньги за мошеннические предложения. Надо знать, как их различать и как защитить себя.
В мае закрепляются темы, дети заканчивают обучение в игровой форме. Последним этапом в изучении финансовой грамотности выступает реклама. В данном случае детям предлагается выбрать вещь и рассказать о том, почему она им нравится. Тем самым рекламируя ее другим, чтобы они купили.
На протяжении учебного года игра предлагается погружаться в более реальные экономические отношения, что позволит соприкоснуться детям с первым опытом в данной сфере. Такая форма обучения должна побудить интерес к дальнейшему изучению финансовой грамотности.
В конце учебного года на основе данной игры будут подведены итоги проекта и выделены его слабые и сильные стороны.
10. План работы с родителями на 2023-2024 учебный год.
Разговоры с детьми о деньгах необходимы. Часть знаний они получаются в детском саду, но остальное зависит от самих родителей. Поскольку во время обыденных вещей, которые происходят вне детского сада, у детей могут возникать вопросы, связанные с тем, как появляются те или иные вещи дома, почему мама не покупает игрушку и говорит, что она дорогая. У ребенка возникают такие вопросы достаточно часто, поэтому задачей родителей является объяснить непонятные моменты. Это тем самым повысит интерес к финансовой грамотности. Перед воспитателем поставлена цель привлечь родителей к формированию финансовой грамотности своего ребенка. Стоит отметить, что процесс приобретения умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.
Помимо работы с детьми проект предполагается проведение встреч и бесед с родителями, а также раздачу познавательного материала о важности финансовой грамотности в настоящее время.
Цель: повышение уровня заинтересованности родителей в просвещении собственных детей в бытовых аспектах финансовой грамотности.
Проведение родительских собраний, задачами которых являются:
1. Обсуждение значимости финансовой грамотности в жизни детей.
2. Разъяснение основных принципов и методов обучения финансовой грамотности.
3. Информирование родителей о мероприятиях, которые будут проводиться в рамках программы финансовой грамотности, а также того, как они могут посодействовать продолжению уроков дома с детьми.
В процессе учебного года будут проводиться индивидуальные консультации. Их задачей является:
1. Помочь родителям разобраться в вопросах, связанных с финансовой грамотностью и тому, как лучше объяснить детям те или иные вещи.
2. Показать примеры, как можно применять полученные знания в повседневной жизни.
Организация мастер-классов и семинаров:
– Пригласить родителей на совместные мероприятия, где они смогут узнать больше о финансовой грамотности.
–Организовать семинары и мастер-классы, на которых будут обсуждаться аспекты финансовой грамотности, относящихся к тематике занятий детей в определенном месяце.
– Предложить родителям принять участие в практических занятиях;
Создание информационных материалов:
– Подготовить брошюры и листовки, содержащие информацию о финансовой грамотности и способах ее повышения в современной жизни человека;
– Добавлять в брошюры советы о том, как более эффективно подавать материал детям;
– Регулярно обновлять информацию и добавлять новые материалы, основывающихся только на актуальной и достоверной информации.
План работы с родителями представлен в таблице 2.
Таблица 2
План работы с родителями на 2023-2024 учебный год
Направление работы Сроки
Проведение родительского собрания, посвященного теме «Финансовая грамотность детей» Ноябрь
Брошюра «Полезные советы по финансовой грамотности» Декабрь
Индивидуальные консультации «Ответы на вопросы родителей по финансовой грамотности» Январь
Брошюра «Как правильно донести мысль до ребенка» Февраль
Деловая игра «Мы и деньги» Март
Родительское собрание «Основы финансовой безопасности для детей и их родителей» Апрель
Индивидуальные консультации «Рекомендации к дальнейшему продолжению обучения финансовой грамотности после завершения проекта» Май
Результат самостоятельной работы родителей с детьми после проводимых мероприятий:
1. Более активное участие родителей в финансовом просвещении детей;
2. Родители более осознанно подходят к обучению детей финансовым основам;
3. Улучшение коммуникации родителей и детей;
4. Осознание ценности деньгам детьми
5. Разрешения вопросов, связанных с финансовой грамотностью, среди родителей.
11. Предполагаемые результаты по проекту в целом
После проведенной программы должны быть выполнены поставленные в начале задачи.
Формирование основ финансовой грамотности среди детей старшего дошкольного возраста должно выполняться в течение всего проекта посредством сюжетно-ролевых, дидактических игр и познавательного материала. Также к этому подключаются родители, поскольку большую часть информации о личных финансах могут дать только они на собственном примере с пояснениями.
В ходе проекта должно начать формирование полезных финансовых привычек, такие как разумна трата денег, их грамотное распределение на нужды, а также планирование бюджета.
В ходе игры дети развивали в себе самостоятельный и творческий подход Развитие к разрешению непредвиденных и сложных ситуаций, возникающих в процессе проявления экономических отношений. Здесь же они развивали свои коммуникативных и коллективных способности детей, так как часто играли совместно и активно взаимодействовали друг с другом.
Во время бесед, и консультаций родители должны понимать всю значимость финансовой грамотности. В процессе должны предлагаться советы, которые будут способствовать быстрому усвоению знаний, которые подаются со стороны самих родителей. Во время мастер-классов предполагается установления тесного взаимодействия с детьми по поводу личных финансов;
Список использованных источников
1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
3. Колышева А. В. Финансовая грамотность
4. Полякова Н. В. Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования.
5. Степанова О. Н. Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста //государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области «институт развития образования». – С. 44.