Асфета Халифаева
Долгосрочный проект «Огород на подоконнике» для детей первой младшей группы
Срок проведения с 01.11.19 по 30.04.2020
Актуальность
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской и трудовой деятельности недостаточно развит.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Публикация «Долгосрочный проект „Огород на подоконнике“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы (с 2 до 3 лет) и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта :
Формирование первоначальных экологических представлений у детей, создание условий для познавательного развития детей в процессе выращивания растений.
Задачи проекта :
Для работы с детьми:
• Дать детям знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
• Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия и трудовой инвентарь.
• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Получить положительные эмоции от полученных результатов.
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Для работы с родителями:
• Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
• Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации проекта.
Для педагогов:
• Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
• Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
• Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.
• Помогать детям добывать знания.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Время реализации проекта : март - апрель 2018г. (2 недели).
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей : Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми: Наблюдения, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы реализации проекта :
I этап – установочный
Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме;
• подбор оборудования для проведения экспериментальной работы;
• составление плана работы над проектом.
• определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
• оформление рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III этап (реализация проекта) – познавательно-исследовательский
• познавательная деятельность
• трудовая деятельность
• наблюдения, экспериментальная деятельность
• чтение художественной литературы
• игровая деятельность
• продуктивная деятельность
• работа с родителями
Март
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, лук).
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Что растет на огороде?».
Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода.
НОД «Посадка лука».
Беседа с детьми «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
П/и «Огуречик»
Д/и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек».
НОД по рисованию «Посадили мы лучок». Оформление мини выставки «Наш урожай».
Лепка овощей из пластилина (помидор, огурец, морковь).
АПРЕЛЬ
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за луком».
Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино», Ю. Тувим «Овощи», И. Токмакова «Купите лук», Э. Успенский «Как капусту растили»
Д/ и: «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу».
Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
IV этап – обобщающий
Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
Презентация проекта : постановка сказки «Репка», представление опыта работы по проекту на совете педагогов.
Использованная литература:
1. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7лет с окружающим миром. М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. : «Просвещение», 2008 г.
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009.
5. Интернет ресурсы