Евгения Гордеева
Долгосрочный проект «Мини-музей» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Актуальность: Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Долгосрочный проект „Мини-музей“ в детском саду» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Цель: создать в группе мини -музей «Традиционные тряпичные куклы»
Задачи:
• Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа, по средствам тряпичных кукол.
• Развивать познавательных способностей и познавательной деятельности дошкольников; расширять кругозор детей.
• Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
• Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа, через обычаи, обряды, искусство;
• Обогащать словарный запас названиями русских кукол (народные, традиционные, обрядные) :
Участники проекта :
Дети старшей группы детского сада (5-6 лет);
Воспитатели группы;
Родители группы;
Руководитель проекта.
Сроки реализации проекта :
Октябрь– май (8 месяцев) – долгосрочный проект.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
• Создание в группе мини музей «Традиционные тряпичные куклы»
• Закрепление и расширение знаний детей о назначении русских кукол (народных, традиционных, обрядных)
• Формирование у детей положительного нравственного и личностного отношения к культуре русского народа.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
I этап. Подготовительный этап.
Этот этап направлен на сбор информационных и дидактических материалов о русских куклах (народных, традиционных, обрядных, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материала для изготовления книжки о русских куклах, методических пособий и разработок. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка итогового мероприятия (Оформление мини музея). Дети - включаются в проблемную ситуацию. Педагог - определяет наиболее интересующую детей область исследования (выделяют какие куклы относятся к народным, традиционным, обрядным). Формулирует проблему исходя из интересов детей («Как познакомиться с тряпичными куклами). Составляет план-схему проекта с включением в него занятий, игр, бесед, конструирования, художественного труда. Привлекает родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта. Подготавливает развивающую среду по теме «Мини музея» (иллюстрации, книги, дидактические игры, музыкальные произведения и т. д.). Оформляет стенд для родителей с информацией по проведению данного проекта «Мини музей».
II этап. Основной этап.
Направлен на составление конспектов бесед, рассматривание иллюстраций. Дети с воспитателем принимают задачи по проекту. Формирование знаний, умений, навыков. Создание экспозиций в мини-музее. Изготовление кукол. Создание книжки – малышки с описанием русских кукол. В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспозициями. Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются тряпичные куклы как народные, традиционные, обрядные. Создание совместно с детьми правил мини музея. Педагог углубляет представление детей о тряпичных куклах используя различные педагогические методы и приё мы: беседа «Народные тряпичные куклы», «Традиционные тряпичные куклы», «Обрядные тряпичные куклы», чтение пословиц и поговорок, Д/и «Одень куклу Катю», «Чем похожи, чем отличаются», чтение художественной литературы по теме. Организует художественно-творческую деятельность детей: коллективная аппликация «Дети водят хоровод», рисование и раскрашивание «Зерновушка», «Столбушка», «Зайчик на пальчик», «День ночь». Педагог оказывает помощь в решении практических задач. Направляет, осуществляет контроль над реализацией проекта. Родители с педагогом – изготовление из подручного материала экспонатов (Кроватка, балдахин, тряпичные куклы, внесение вышитых мотивов (балдахин) для рассматривания с детьми;
III этап. Завершающий этап.
На этом этапе состоится подведение итогов. Дети делятся впечатлениями о проведение проекта, своими впечатлениями и эмоциями от совместного изготовления тряпичных кукол, закрепляют название экспонатов, сами проговаривают правила мини музея; Размышляют над приобретёнными знаниями, опытом. Педагог- организует итоговое мероприятие.
Методы и приемы:
• словесный – чтение художественной литературы, чтение пословиц и поговорок, беседы, прослушивание музыкальных произведений в группе;
• наглядный - информация для родителей по теме, рассматривание иллюстраций «Русские тряпичные куклы», книжка –малышка с описанием кукол.
• практический – дидактические игры, сюжетно –ролевая игра «Экскурсия в музеи»;
Художественное творчество (рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование)
Средства: иллюстрации «Народные куклы», «Традиционные куклы», «Обрядные куклы», «Русская изба», музыкальные и литературные произведения.
Итог проекта – Создание в группе мини музей «Традиционной тряпичной куклы»
Итоговое мероприятие- Презентация мини музея «Традиционной тряпичной куклы»
Вывод: В ходе реализации проекта педагоги смоги повысить профессиональное мастерство. Дети познакомились с русскими куклами, стали проявлять желание больше узнать о создании и назначении этих кукол. Познакомились с русскими народными играми, с дидактическими играми. Стали действовать более согласованно в процессе продуктивной деятельности, научились быстрее договариваться между собой. Дети стали активно использовать новые слова в свободном общении. В самостоятельной деятельности больше стали обращаться в мини музей. В ходе реализации проекта родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса. Родители приняли активное участие в создании национальных кукол. Так же дети получили положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта.
Список используемой литературы:
1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. - М., 2004.
2. Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
4. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу» : Патриотическое воспитание в ДОУ. - М., 2007.
5. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М. : ИД «Цветной мир», 2015. – 176с., 115 фотографий и 40 рисунков.