Наталья Комарова
Долгосрочный проект «Лесные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Лесные жители»
Тип проекта : творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Актуальность темы: живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.
Публикация «Долгосрочный проект „Лесные жители“» размещена в разделах
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных, человек получает в детстве. В дошкольном возрасте происходит формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания, эмоциональной отзывчивости. Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространенных лесных животных, их приспособленности к жизни в разных сезонах в условиях леса, взаимоотношения с другими обитателями. Развитие экологического сознания у дошкольников невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него.
Проблема: к сожалению, для общества характерна утрата навыков культуры поведения в природе, взрослые и подрастающее поколение не желают понимать зависимость влияния человека и мира животных.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Формировать представления у дошкольников о мире лесных животных, уметь устанавливать связи между животными и средой обитания человека на окружающую среду.
Задачи проекта
Для детей:
1. Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании диких животных.
2. Формировать представления о взаимосвязи и взаимодействии животных со средой обитания.
3. Развивать умение группировать животных по определенным признакам (спячка, хищники, изменение цвета шерсти).
4. Развивать познавательный интерес, самостоятельность, инициативу.
5. Формировать навыки культурного поведения в природе.
Для педагогов:
1. Создание условий для совместной познавательной творческой деятельности детей и взрослых.
2. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования экологического сознания у дошкольников.
3. Способствовать активной позиции в совместной природоохранной деятельности.
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
1. Систематизация материал по теме «Лесные жители».
2. Оснащение центров активности.
Для родителей:
1. Вовлечение родителей в совместную работу с ДОУ.
2. Совместная деятельность по формированию у детей экологического сознания, расширение представлений родителей о познавательном развитии детей.
Для детей:
1. Расширение представлений детей о диких животных.
2. Умение устанавливать связь между условиями обитания животных и способами приспособления к ней.
3. Развитие умения сравнивать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения.
4. Развитие у детей внимания, памяти, активности, самостоятельности.
5. Воспитание бережного отношения к природе.
Ресурсное обеспечение
1. Изучение художественной и методической литературы по данной теме.
2. Оформление альбомов.
3. Оснащение центров активности.
Этапы проекта
I этап – Подготовительный
Введение в тему: «Лесные жители» с использованием методики трех вопросов «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что делать, чтобы узнать?»
Что мы знаем?
1. Чем дикие животные отличаются от домашних (Саша)
2. Дикие животные живут в зоопарке и в лесу. (Аня)
3. Медведь спит в берлоге. (Костя)
4. Заяц меняет шубку. (Лера)
5. Белка грызет орешки. (Маша)
Что мы хотим узнать?
1. Что такое Красная книга? (Миша)
2. Зачем нужно охранять животных и птиц? (Влад)
3. Какие животные и птицы занесены в Красную книгу? (Костя)
4. В каком месяце медведь ложится в спячку? (Оля)
5. Чем питаются лесные жители? (Соня)
Что делать, чтобы узнать?
1. Причитать в книгах, энциклопедиях. (Миша)
2. Сходить на экскурсию в зоопарк. (Катя)
3. Посмотреть в интернете (Аня)
4. Спросить у воспитателя. (Саша)
На основе ситуативных высказываний составляется план работы в центрах активности.
Центры активности
Центр книги:
1. Рассматривание Красной книги.
2. Чтение книг В. Бианки «Как животные к зиме готовятся», Г. Скребецкий «Пушок», «Как зайчонку маму искали», р. н. с. «Лисичка – сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц Коська и его друзья», Е. Степанов «ак живете? Что жуете?», «Теремок».
Центр познавательный:
1. Просмотр иллюстраций на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме».
2. Беседа: «Дикие животные и их детеныши»
3. Создание совместно с родителями творческих поделок.
4. Мини – викторина: «Азбука животного мира».
5. Беседа на тему: «Как вести себя в лесу?».
6. Составление рассказов – описаний о животных.
7. Решение кроссвордов.
8. Совместная работа детей и родителей в нетрадиционной технике на тему: «Дикие животные нашего края».
Центр творчества:
1. Лепка на тему: «Лиса Патрикеевна», «Дикие животные водят хоровод».
2. Рисование на тему: «Белочка зимой».
3. Рисование на тему: «Лесные жители».
4. Лепка на тему: «Два жадных медвежонка»
5. Аппликация: «Снегири».
6. Совместная работа детей и родителей в нетрадиционной технике на тему: «Лесные жители».
7. Конструирование: «Теремок для всех зверей».
8. Аппликация: «Придумай забавную игрушку».
9. Создание мини – книжки «Лесные обитатели».
10. Создание альбома «Перелетные птицы».
11. Рисование «Чудо – птица» (по мотивам дымковской росписи)
12. Конструирование: «Теремок для всех зверей».
13. Рисование: «Зайчик встретился с белочкой
Центр игры:
1. Д/и «Где чья мама?», «Кто что любит?», «Где чей дом?», «Кто чем питается?», «Любимые животные», «Угадай животное», «Кто где живет?», «Запомни и назови», «Чем бы мы угостили животных», «Наши любимые детки».
2. С\р игра «Зоомагазин», «Зоопарк».
3. Конкурс детей с родителями: «Дикие животные нашего края».
4. Драматизация р. н. с. «Теремок».
5. Инсценировка р. н. с. «Колобок».
Участие родителей:
1. Изготовление костюмов к театрализованным представлениям.
2. Изготовление поделок в выставке: «Дикие животные нашего края».
3. Чтение книг дома.
4. Участие в мини – викторине «Азбука животного мира».
Перспективный план реализации проекта
Месяц Содержание работы Литература
Сентябрь 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций о лесных жителях.
2. тение произведения В. Бианки «Как животные готовятсяк зиме?», Г. Скребицкого «Пушок», «Как зайчонку маму искали?».
3. Занятие: «Птицы зимой».
4. Рисование на тему: «Лесные жители».
5. Кукольный спектакль «Теремок».
6. Загадывание загадок о птицах.
7. Д/и «Лесные этажи», Т. И. Гризик «Я познаю мир», М. : Просвещение
Демонстрационный материал «Я и другие» РАНОК наглядное пособие.
Октябрь 1. Просмотр иллюстраций на тему: «Как лесные жители готовятся к зиме».
2. Ознакомление детей с правилами личной безопасности при общении с животным миром.
3. Экскурсия в зимний парк – наблюдение за птицами.
4. Конкурс с участием родителей «Птичья столовая».
5. Игра «Птичка – невеличка».
6. епка на тему: «Два жадных медвежонка». Г. В. Швайко
Умные книжки О. Зеленцова ООО «Издательская группа Аттикус».
Ноябрь 1. Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
2. Настольная игра: «Помоги зайчатам добраться до домика».
3. Занятие: «Кто как готовится к зиме?»,
4. Отгадывание загадок о лесных жителях.
5. Д/и «Спрячьте нас в домик», «Что изменилось», «Кто где живет?».
6. Словесная игра: «Угадай по описанию», «Сравни разных зверят».
7. Совместная работа детей и родителей в нетрадиционной технике на тему: «Лесные жители». Т. И. Гризик «Я познаю мир», М. : Просвещение
Энциклопедия «Почемучка»
А. Дитрих, Ю. Юрмин.
Декабрь 1. Занятие: «Какая птица пела в парке».
2. Наблюдение за зимующими птицами, заучивание пословиц и поговорок».
3. Рисование: «Снегири».
4. Чтение произведения К. Ушинского «Хотела галка пить».
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются лесные обитатели.
6. Создание мини – книжки «Лесные обитатели».
7. Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по описанию). Т. И. Гризик «Я познаю мир»
Т. А. Куликовская С-Петербург Детство – ПРЕСС.
Январь 1. Рассматривание картины «Звери и птицы в зимнем лесу».
2. Д/и «Найди детеныша», «Кто что ест?», «Кто где живет?».
3. Аппликация: «Придумай забавную игрушку».
4. Театр на фланелеграфе «Маша и медведь».
5. С/р игра «Зоопарк».
6. Чтение р. н. с. «Лисичка – сестричка», «Зимовье», «Заюшкина избушка».
7. П/и «У медведя во бору». Г. С. Швайко
Окружающий мир
И. Бушмелева
ООО «Хатбер – пресс».
Февраль 1. Беседа о зимующих и перелетных птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
3. Рисование «Чудо – птица» (по мотивам дымковской росписи)
4. Занятие: «Лесные айболиты».
5. Знакомство с Красной книгой
6. Мини – викторина:»Азбука животного мира». Тематический словарь «Перелетные и зимующие птицы России».
Сказки – подсказки А. Алябьева.
Март 1. Д/и «Рассели животных», «Где чья мама?»,»Кто чем питается».
2. Чтение рассказа А. Саврасова «Грачи прилетели», Е. Степанова «Как живете? Что жуете?».
3. Решение кроссвордов.
4. Рассказывание по картине «Ежи».
5. Игра – викторина: «Мы знаем и любим нашу природу».
6. Конструирование: «Теремок для всех зверей».
7. Занятие: «Стали птицы песни петь и расцвел подснежник». Энциклопедия «Всё обо всём» Д. Джонсон
Пособие «Какие звери в лесу» Т. А. Шорыгина.
Л. В. Куцакова «Конструирование в д/с».
Апрель 1. Экскурсия в музей «Животные нашего края».
2. Беседа об охране природы.
3. Развлечение: игра «Поле чудес» ( тема: «Сказки о житных и птицах»)
4. Чтение : р. н. с. «Хвосты», «Зимовье», «Заюшкина избушка».
6. Рисование: «Зайчик встретился с белочкой». Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они».
Май 5. Рассматривание альбома «Пернатые друзья».
6. Изготовление поделок совместно с родители: «Лесные обитатели».
7. Участие родителей с детьми в викторине: «Азбука животного мира».
8. Инсценировка р. н. с. «Колобок».
9. Д/и. «Запомни и назови», «Наши любимые детки», «Где чья мама?». Энциклопедия «Всё обо всём» Д. Джонсон.
Т. И. Гризик «Я познаю мир».
Июнь 3. С\р игра «Зоомагазин»
4. Драматизация русская народная сказка «Теремок».
5. Чтение книг дома о лесных жителях.
6. Изготовление костюмов к театрализованным представлениям.
7. Чтение глав из Красной книги. Демонстрационный материал «Я и другие» РАНОК наглядное пособие.
Июль 9. чтение рассказа Т. А, Куликовской «Как лиса себе дом строила», «Какая птица пела в парке».
10. Загадки о диких животных.
11. Экскурсия на станцию юных натуралистов.
12. Беседа: «Как вести себя в лесу».
13. Рассматривание книжки сделанной детьми «Лесные жители».
Окружающий мир
И. Бушмелева
Август 14. Чтение познавательных сказок о диких животных.
15. Словесные игры: «Наши любимые детки», «Чем бы мы угостили животных?»
16. Загадок о лесных обитателя
17. Рассматривание книги «Птицы».
18. Досуг: «Лесные этажи». Энциклопедия «Я познаю мир».