Наталья Рыбина
Долгосрочный педагогический проект «Взаимодействие ДОУ и семьи» для родителей и детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная характеристика проекта.
Тип проекта :
• По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
• По целевой установке – практико-ориентированный;
• По продолжительности выполнения проекта – долгосрочный : сентябрь 2016г. – май 2018 г.
Участники реализации проекта :
• Педагог : Рыбина Наталья Владимировна
• Воспитанники: дети старшей группы, 5-6 лет
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
• Родители : детей старшей группы
Актуальность темы.
Всем известно и понятно, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического и культурного развития общества.
Существует множество нормативно-правовых документов, которые указывают на необходимость создания условия для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения, для обеспечения поддержки семейного воспитания, содействия формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей. Таковыми являются следующие документы:
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей.
• в указе президента РФ от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
• Закон об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24 июля 1998г. №124 – ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.);
• Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996г. № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.);
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
• Устав МАДОУ;
• Родительский договор и другие документы.
Значение семьи в воспитании ребенка ставит перед нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
Проблема.
Существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе. Все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Цель проекта — вовлечение родителей в педагогическую деятельность и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников
2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей
3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми
4. Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Этапы работы по взаимодействию с семьёй.
Этапы работы с родителями Содержание работы Формы работы Сроки реализации
1. Подготовительный:
1. Изучение литературы по проблемам семейного воспитания.
2. Изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства.
3. Изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.
4. Разработка плана совместных мероприятий. Чтение специальной литературы
сентябрь 2016 года
2. Диагностический:
1. Изучение и оценивание реальные потребности семей воспитанников
2. Определение уровня потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры
3. Выявление мнения родителей о качестве работы ДОУ
- Изучение сведений о родителях
- Анкетирование родителей
- Беседы с родителями
октябрь 2016 года
3. Практический
1. Наглядное информирование родителей.
2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников.
3. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ: работа родительского комитета ДОУ, совместное планирование и организация его деятельности; составление плана взаимодействия с семьей на учебный год.
4. Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами.
5. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, развлечений.
6. Участие родителей в педагогическом процессе.
7. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи в оснащении предметно-развивающей среды.
- Информационные и групповые стенды, родительские групповые газеты, родительские собрания.
- Круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги.
- Планирование, совещания.
- Родительские клубы, День Здоровья, Неделя экологии, тематические встречи, открытые занятия.
- Благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории д/с.
октябрь 2016 года – апрель 2018года
4. Контрольно-оценочный
1. Анализ работы с родителями в рамках сотрудничества и взаимодействия и сбор аналитического материала, внесение корректив в планирование работы с родителями
2. Разработка системы психолого-педагогической помощи семье и детям, выбор приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, выработка стратегии совместной работы всех служб ДОУ по вопросам сотрудничества с семьей.
- Тесты, опросы, анкетирование.
- Заседания круглого стола.
- Дискуссии.
- Перспективное и календарное планирование.
- Аналитические справки.
Май 2018 года
Ожидаемые результаты
• установление доверительных отношений с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
• оказание помощи родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
• родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
• установление партнёрских отношений между родителями и педагогами ДОУ;
• сближение дошкольного и семейного воспитания в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности;
• распространение опыта работы взаимодействия с семьей на уровне города и области.
Используемая литература:
1. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — М., 2001.
2. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1989.
3. Громыко Н. М., Лапицкая И. В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — М., 2000.
4. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
5. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1986.
6. Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф. Телепиевой. Из опыта работы. — Мозырь, 2004.
7. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн., 1997.
8. Ерошенко В. Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн. : «МЕТ», 2002.
9. Лобанок Т. С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
10. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. -2014г. -№8.
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 .
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
13. Федеральный закон «Об Образовании» №273-ФЗ от 29.12.12г.
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г. № 30384)
15. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. – М. : Просвещение, 2017
16. Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. – М. : Издательство «Мозаика-синтез», 2011.
17. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2010
18. Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф. Телепиевой. Из опыта работы. — Мозырь, 2004.
19. Лобанок Т. С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
20. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. - М. : Скрипторий 2003, 2008
21. Евдокимова Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Библиотека руководителя ДОУ. – М. : Сфера, 2008 и др.
22. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2014