Ганна Козлова
Долгосрочный детско-родительский проект «Кем быть»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад № 31
Петродворцового района.
Средняя группа «Веселые капельки»
Воспитатели: Козлова Г. А.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : Дети, родители воспитанников, воспитатели группы
Цель проекта : Создать условия для формирования представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека и расширить представление детей о многообразии профессий, создать предпосылки для выбора будущей профессии.
Задачи:
Формировать у детей представления о разных профессиях.
Публикация «Долгосрочный детско-родительский проект „Кем быть“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду.
Развивать кругозор детей, их коммуникативные навыки.
Обогащать словарный запас
Развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание.
Развивать положительные эмоции от трудовой деятельности в коллективе.
Воспитывать ценностное отношение к своему труду и труду других людей и его результатам.
Привлечь родителей к совместной деятельности над проектом с целью укрепления детско-родительских отношений.
Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).
Расширить представления о разных видах труда, (материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).
Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательность
Актуальность темы:
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей. Из беседы с детьми стало понятно, что они не имеют представления о профессиях своих родителей, не могут назвать их. Это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, чем они занимаются на работе.
Знакомство с профессиями своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Проблемная ситуация. Прочитав книжку «Кем быть», детям был задан вопрос: «Кто знает, кем работают ваши мама и папа» на вопрос ответили три ребенка. Аня предложила спросить у родителей о их работе, а завтра на детском совете рассказать что узнала. Ребята поддержали Аню.
Так утром на детском совете многим из ребят хотелось рассказать о профессиях своих родителей. Миша сказал: «Мой папа- айтишник» .Дети не знали такого слова и им стало интересно кто это такой и что он делает.
Так начался наш проект.
Мы воспользовались таблицей «Трех вопросов»
Модель трех вопросов
Что знаем? Что хотим узнать? Где узнать?
Я знаю, что людей лечит врач (Ксюша) Я хочу узнать, кто вкусно готовит еду (Настя.) Надо сходить на работу и посмотреть, спросить (Андрей)
Я знаю кто делает прически людям (Аня) Я хочу узнать, кто печет хлеб (Амир.) Можно позвонить по телефону и спросить (Миша Ш)
Я знаю как работает дворник (Рома) Я хочу узнать, как работает военный (Ксюша.) Прочитать книгу, (Матвей)
Я хочу узнать кто шьёт одежду (Ася.) Узнать у воспитателя (Аня)
Я хочу узнать, кто водит автобус (Андрюша.) Посмотреть в Интернете (Амир.)
Я хочу узнать, кем работает мама (Саша.) Спросить у мамы, папы, бабушки (Рома.)
Я хочу узнать, кем работает папа (Миша Ш.)
Предполагаемый результат:
Задумывая наш проект, мы хотели добиться: вызвать интерес к профессиям взрослых – мам, пап. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится кругозор
Родители и дети лучше понимают друг друга, у них появился новые интересные темы для бесед.
У родителей появилась возможность открыть ребенку мир своей профессий.
У детей повысится познавательный интерес так, как много новой информации они будут получать от своих родных.
Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада :
Подобраны книги, наглядный материал по теме.
В центры активности внесены игры и пособия по теме.
Изготовлены настольно-печатные игры по теме
Созданы мини-музей по теме орудия труда профессий.
Методы и приё мы:
познавательной активности,
наглядности, поэтапности, вариативности
активности и посильной самостоятельности
Предварительная работа:
Создание пространственной предметно- развивающей среды в группе.
Подбор орудий труда для создания экспозиции мини -музея.
Подбор демонстрационного материала по теме.
Подбор и изготовление пооперационных карт и рабочих листов
Систематизация материала по данному вопросу:
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекций).
Работа над проектом
Работа с детьми
Социально-коммуникативное развитие:
Проведение бесед: «Какие профессии мы знаем», «Знакомство с профессиями детского сада», «Профессии наших родителей», «Чем важны профессии?».
Сюжетно-ролевые игры:
«Пожарные», «Магазин», «Добрый доктор Айболит», «Водитель - дальнобойщик», «Зеленый светофор», «Кафе», «Гараж», «Столовая для сотрудников».
Познавательное развитие:
Проведение экскурсии: «Профессии детского сада».
Дидактическая игры:
«Знаю все профессии», «Угадай профессию», «Найди пару», «Подскажи словечо», «Что лишнее?», «Кому, что нужно для работы?», «Кто, какой, какая?», «Собери картины».
Составление описательных рассказов: «Профессии работников детского сада», «Место работы моих родителей», «Кем я хочу работать, когда вырасту?».
Речевое развитие:
- НОД. Развитие речи на тему :
«Занятия членов семьи», «Магазин игрушек», «Экскурсия на кухню», «Экскурсия в медкабинет», «Защитники родины»,
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование : «Вертолет», «Грузовик», «Скорая помощь», «Вкусные булочки»
Лепка : «Профессии – орудия труда», «Вкусные булочки»
Аппликация: «Транспорт - помощник»- «Вертолет», «Грузовик», «Скорая помощь»
Чтение художественной литературы: Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа - милиционер», К. Чуковский «Доктор Айболит», Н. Мигунова «Любимые профессии малышей», А. Барто «Мы с Тамарой», Я. Аким «Мой брат Миша», Ю. Крутогоров «Профессии».
Рассматривание энциклопедий «Профессии»
Рассматривание иллюстраций профессии
Картографы: «Профессии», «Профессии и орудия труда»
Книжки самоделки «Такие разные профессии»
Рассматривание книжки «Памятники профессиям»
Физическое развитие
Проведение пальчиковых
«Строители», «Маляры», «Повар», «Пекарь», «Капитан».
Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»), «Художник», «Садовник», «Съедобное - не съедобное»,
русская хороводная игра «Ваня – простота»
Занятие - эксперимент:
Взвешивание продуктов питания при помощи различных мерок (весы, мерный стакан, ложка,
измерение температуры тела,
окрашивание ткани
Работа с родителями над проектом.
– помочь включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
– привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка;
– стимулировать творческую деятельность родителей через участие в сборе материалов для мини музея, изготовления странички книги о «Профессии родителей»;
– способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Родителям было предложено :
посетить с детьми музеи
принести экспонаты для экспозиции мини музея.
принести книги и альбомы по теме.
снять видеоролик «Видео экскурсия на мою работу».
Мстер- класс «Кулинары в каждой семье»
Совместно с детьми сделать книгу «Профессии родителей»,
Консультации для родителей «Прочитайте детям», «Страничка для книги»
Конечный продукт по проекту : «Кем быть»
Сняты видеоролики о профессиях родителей.
Сделана книга «Профессии родителей»,
Фотовыставка экскурсии «Профессии детского сада»
Собран мини-музей: «Профессии - орудия труда»
Проведена викторина «Что мы знаем о профессиях»
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М. : Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. : Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. : Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков. : Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006