Елена Яковенко
Мини-музей «Хлеб — всему голова» как форма организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Хлеб - всему голова»
как форма организации развивающей
предметно - пространственной среды в группе».
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего дошкольника всесторонне развитым. Восприимчивость ребенка дошкольного возраста особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства создавать развивающую среду, формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Мы постоянно обогащаем развивающую среду в группе : подбираем книги, иллюстрации, предметные картинки, плакаты, дидактические игры. Активно перенимаем опыт наших коллег, ищем эффективные методы и приемы обучения, воспитания, развития детей, используем музейную педагогику. Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. В музеи с помощью музейных экспонатов дети получают представления о традициях, формируется целостная картина мира, пробуждается интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнают об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания. Эффективным методом в музейной педагогике стал в нашей группе в рамках проекта мини - музей «Хлеб всему- голова».
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
Почему именно музей хлеба? Дети, живущие в наше время, подчас даже и не задумываются над тем, как и кто, выращивает хлеб, сколько трудится людей, чтобы хлеб попал к нам на стол. Очень часто больно видеть, как дети балуются хлебом, могут не доесть хлеб и даже выбрасывают его в мусор. Хлеб - один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Как же научить детей уважать хлеб? И для обогащения знаний детей и родителей о многообразии хлебобулочных изделий, для знакомства с трудоемким процессом выращивания и изготовления хлеба, для воспитания бережного отношения к хлебу и было принято решение создать в группе мини- музей хлеба при активном участии родителей и детей.
И мини-музей стал частью развивающей предметной среды нашей группы.
Дети чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В музее находятся образцы злаковых культур, колосья, игрушечные хлебобулочные изделия. Здесь картинки, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Благодаря подбору иллюстраций, дети могут познакомиться с сортами хлеба, видами хлебобулочных изделий. Макеты батонов, булочек, бубликов и караваев.
В мини-музее дети могут подробно рассмотреть колоски пшеницы. Здесь так же представлены в прозрачных ёмкостях мука, крупы: из ржи, пшеницы, ячменя, овса.
В музее представлены сборники стихов, пословиц, загадок и других произведений о хлебе, которые используются для непосредственной образовательной деятельности. Отдельно подготовлена художественная литература для детей: сказки «Колосок», «Колобок», «Вершки и корешки», рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и другие произведения
На фоне сюжетных картинок аграрной тематики почетное место занимают полюбившиеся детям хлеб, батон и конечно же сладкая сдоба.
С детьми проводилась опытно-экспериментальная деятельность по выращиванию семян пшеницы и овса и сравнение злаковых культур. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин хлеба», «Семья». Знакомство с окружающим миром «Бытовые электроприборы», «Правила пользования бытовыми электроприборами».
Педагом группы была разработана, и образовательная деятельность по мини-музею «Откуда хлеб пришел?».
Познавательное развитие :
Экспонаты в мини-музея используются для проведения различной организованной образовательной деятельность по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи, где любой предмет в мини-музее может подсказать тему для интересного разговора.
Через художественную литературу узнали много загадок, пословиц, считалок о хлебе, стихов, прочитали сказку «Колосок», «Легкий хлеб», А. В. Кольцов «Песнь пахаря», Д. Радари «Чем пахнут ремесла».
Дети самостоятельно рассматривают альбомы, картинки и фотографии «Как к нам пришел хлеб». Раскрашивают картинки о хлебе, рассматривают зерна.
Проводим в день именинника хороводную игру «Каравай».
Создание мини-музея является основой воспитания у детей личностных качеств: уважения к труду, бережному отношению к одному из самых важных продуктов питания в России - хлебу.
Мини-музеи позволил нам сделать для детей слово «музей» привычным и привлекательным. И он стал неотъемлемой развивающей средой в нашей группе.