Елена Тихонова
Развитие дошкольников в сфере социальных отношений в основных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Инжавинский детский сад «Берёзка»
Доклад
«Развитие дошкольников в сфере социальных отношений в основных видах деятельности».
Составила: воспитатель Тихонова Е. В.
Публикация «Развитие дошкольников в сфере социальных отношений в основных видах деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
Согласно ФОП ДО - общение это одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития.
Коммуникация становится в современной жизни человека базовой деятельностью, и является главным условием его успешной реализации. В связи с этим, проблема социально-коммуникативного развитие ребенка, становится особо актуальной на современном этапе.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются :
В сфере социальных отношений :
• поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
• обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
• обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
• развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
• воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослым. Повышаются коммуникативные способности детей.
В своей работе по развитию социальных отношений воспитанников использую различные виды игр:
- сюжетно-ролевые
- театрализованные
– настольно- печатные
- дидактические
- подвижные и др.
В группе создана и развивается игровая предметная среда, которая является главным условием формирования социальных отношений. Оформлены: зоны для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Салон красоты», «Магазин» «Кафе», «Больница», «Аптека», «Гараж», «Строители», «Школа» и другие. Создан спортивный уголок, для подвижных игр, центр «В гостях у сказки», центр настольно-печатных игр, центр конструктивной деятельности.
Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться работать дружно, не мешая друг другу.
Зоны мобильны, часто меняются и постоянно дополняются атрибутами, которые дают детям возможность разнообразить игру знакомыми сюжетами из жизни. Имеется картотека сюжетно-ролевых и творческих игр соответствующая возрасту детей. Подобрана художественная литература, которая обогащает социальный опыт детей.
В нашей группе имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Дети с удовольствием используют их по своему желанию, объединяясь в свободное от занятий время.
Сюжетно-ролевая игра заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игры с сюжетом оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Театрализованные игры помогают детям общаться, развивают интонационную выразительность, мимику и жесты. Театрализованные игры всегда радуют детей, они очень любят играть в театр. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Настольно-печатные и дидактические игры тренируют усидчивость и умение доводить начатое дело до конца, воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнерам игры, а также умение сотрудничать.
Способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать.
Во время подвижных игр у детей развивается инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила, быстро реагировать на действия соперника и партнёра.
Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям.
Через игру стараюсь добиваться следующих результатов от детей:
- контролировать свое поведение;
- договариваться в процессе игры;
- выполнять простые правила;
- устанавливать контакты;
- поддерживать разговор;
- сотрудничать с взрослыми.
В работе по развитию социальных отношений ребенка в игре, не малое значение уделяю и взаимодействию с родителями. Родителям были даны рекомендации, проводились консультации по организации игр дома между детьми и совместно с ними.
Проводили анкетирование: «Во что играют ваши дети дома?»
Давали советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома. Давали памятку «Как способствовать социальному развитию дошкольника» Папку-передвижку: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»;
Значение игр я считаю чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным и физическим развитием, формируется эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение своих друзей.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте, и от того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного развития.