нина цветкова
Важность экологического воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Важность экологического воспитания дошкольника
«Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
К. Г. Паустовский
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Публикация «Важность экологического воспитания дошкольника» размещена в разделах
Поэтому экологическое воспитание уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, тогда дети захотят узнать еще больше.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и животными, имеющимися в детском саду и дома. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильного взаимоотношения к ним.
Осознанно - правильное отношение к явлениям и объектам природы – это совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, желание практически сохранить, поддержать или создать нужные условия для живого существа; эмоционального отклика и т. д. Такое отношение к природе вполне можно сформировать у маленького ребенка, если на протяжении нескольких лет систематически знакомить их с разнообразием растений и животных, которые их окружают; демонстрировать их связь со средой обитания; вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом и развитием. Поэтому, большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; экологические тропы, как на территории детского сада, так и за его приделами; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!