Юлия Владимировна Беккер
Организация работы клуба выходного дня в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург
Статья
«Организация работы клуба выходного дня в детском саду»
Автор : заведующий ГБДОУ
Беккер Юлия Владимировна
Санкт- Петербург
2017
«Воспитывая детей,
нынешние родители воспитывают
будущую историю нашей страны,
а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.
Актуальность работы клуба выходного дня.
Темочки:
Родительский клуб - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня "Увлекательные субботы" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями, посещение театров, музеев, развивающих центров, мастер – классов дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОУ создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками.
Необходимость создания детско - родительского клуба для детей, уже посещающих детский сад, обусловлена запросами родителей, на основе результатов проведенного анкетирования.
Участники клуба
• Воспитатели
• Дети
• Родители
• Специалисты
Нормативно- правовое обеспечение работы клуба выходного дня
• Разработка положения о группе выходного дня
• Утверждение программы и плана работы клуба выходного дня
• Делопроизводство клуба выходного дня
Работа клуба выходного дня имеет цель :
гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий.
2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом.
3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей
4. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основными принципами работы клуба должны являтся
• добровольность,
• компетентность,
• соблюдение педагогической этики.
Содержание работы клуба.
Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба " обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музее, детских театров. Материалом для встреч служат темы комплексно- тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.
Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей. Это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).
Формы организации детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок и многое другое…
Так, например:
Учебный план (1 год)
№ Название темы Общее количество занятий
1. Открытие клуба – анкетирование 1
2. Встреча в библиотеке 1
3. Творческая мастерская "Волшебные краски Осени " 1
4. Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" 1
5. Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" 1
6. Школа художников " И никогда не меркнут краски:" 1
7. Первые шаги в театр "В гостях у сказки" 1
8. Творческая мастерская "Очумелые ручки" 1
9. Закрытие клуба " "Играем вместе" 1
Итого в год: 9
Длительность одного занятия: Примерно, 50-60 минут
Основные этапы развития взаимодействия с семьей
• 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
• 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
• 3 этап: Реализация программы сотрудничества
• 4 этап: Анализ полученных результатов
Ожидаемый результат:
Итогом работы является тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Занимаясь в клубе, разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием.
Результативность проведенных мероприятий отслеживается повторным анкетированием. (приложение1,2)
Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня " Увлекательные субботы" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;
2. Белова Н. Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
3. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ : Этнопедагогический подход. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 2005
5. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М. : Айрис - пресс, 2006
6. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
7. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005
8. Трегубенко Л. А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Приложение
Анкета – знакомство
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения___
___
2. Фамилия, имя, отчество родителей___
___
3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?___
___
4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?___
___
5. Как Вы называете своего ребенка дома?___
___
6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?___
7. Его любимые игрушки, игры?___
___
8. С желанием ли играет с другими детьми?___
Делится ли своими игрушками?___
9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?___
___
10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?___
___
11. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в клубе?___
12. Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?___
___
13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?___
___
Благодарим за сотрудничество!
Анкета обратной связи
___Мероприятие___
Дата Название
Инструкция: Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)
Мероприятие мне понравилось 5 4 3 2 1 не понравилось
Полученная информация:
заинтересовала меня 5 4 3 2 1 не интересна мне
полезна мне 5 4 3 2 1 не полезна мне
Я узнал (а) новое:
о воспитании и развитии ребенка 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего
о работе детского сада 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего
Самым интересным (полезным) было:
___
Ваши пожелания:
___
___
___
Благодарим за сотрудничество!