Лариса Костькина
Усвоение детьми мордовского языка через праздники и развлечения
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Публикация «Усвоение детьми мордовского языка через праздники и развлечения» размещена в разделах
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Приобщение детей к мордовской национальной культуре не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек. И что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает людей разной национальности и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражения себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Формирование этнической личности невозможно без освоения народного музыкального искусства, которое в художественной форме отразило этнические традиции, мировоззрение, нравственные идеалы этноса. Мордовское музыкальное народное искусство сохранило в своих недрах свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении; при этом оно несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа. Актуальность и значимость изучения в настоящее время национального музыкального фольклора обусловлены рядом причин. Фольклор выступает в качестве своеобразной школы общения, школы передачи от поколения к поколению духовности, нравственности, идеалов красоты и добра, таких качеств, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, любовь к Родине, национальная гордость. Без освоения национальной народной культуры невозможно воссоздание нравственных и этнических основ национального характера, то есть тех устойчивых доминант коллективного сознания, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающей действительностью, обществом в целом, утрата которых грозит исчезновением нравственного иммунитета личности, этноса, общества.
Основным материалом музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства детей дошкольного возраста является детский музыкальный фольклор. Детские пестушки, потешки, прибаутки несут в себе свет, радость, шутку, жизнелюбие; они обладают воспитательной функцией. Колыбельные способствуют выработке напевности, проявлению душевности, нежности. Календарно – обрядовые песни являются средством приобщения детей к традициям мордовского народа. Все эти жанры имеют древние интонационные корни, несут в себе типичные попевки и интонации мордовского народа. Обязательно стоит использовать в обучении детей хороводные песни, в которых органично сочетаются слово, напев, жест, мимика, телодвижения и пляска. Знакомство с данным жанром способствует полноценному усвоению фольклорных средств выразительности становлению народной исполнительской традиции. Хороводные песни помогают развить ритмическое чувство и темповую стабильность в исполнении. Они являются школой общения для подрастающего поколения, школой, где усваивались правила общественного поведения, формировался красивый жест, красивое движение. В этих песнях в игровой форме молодежь знакомилась с основными принципами поведения в быту, в семейной жизни; они воспевали красоту труда. Плясовые, «частые» песни играют важную роль в создании приподнятого радостного настроения; они обладают зажигательной энергией. Необходимо включать в процесс музыкального образования и мордовские народные наигрыши, в которых ярко выражены задор, неиссякаемая энергия, юмор, насмешка, что достигается благодаря изощренному орнаменту мелодии, акцентному ритму. Праздник в детском саду – это особый день для ребенка. Светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Именно через праздники ребенок приобщается к народному искусству. А соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Следуя этим задачам, музыкальный руководитель Долинина Л. А., совместно с педагогами средних групп, провели развлечение для детей средних групп - «Осинины». На Руси этот праздник был посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. Под мелодию «Осенней песни» дети вошли в музыкальный зал, где их встречали Хозяйки, роль которых выполняли: Нижегородцева А. А. и Костькина Л. Ф. и ведущая праздника Черентаева Н. С. Они познакомили детей с традициями и обычаями празднования осеннего праздника «Покров». Вместе с ними, дети пели песни про осень, водили хороводы, исполнили песню и на мордовском языке «Кошечка», танцевали, играли в игры. Не обошлось и без сюрпризных моментов – в гости к детям пришли Скоморохи ( воспитатели: Мелешкина Н. Н., Марцева В. Г.) В конце праздника Хозяйки угостили детей вкусным караваем. Такие праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
В дошкольном учреждении каждый родитель должен получать возможность знать, видеть и участвовать в процессе воспитания детей через совместное проведение мероприятий. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся календарно – обрядовые праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» и развлечения с использованием национальных традиций. Праздники и развлечения сопровождаются разнообразными обрядами, увлекательными песнями мордовского народа. Народные праздники были тесным образом связаны со всем укладом её жизни. Они привлекали людей не только своим магическим, утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжетному ходу и, конечно, желание каждого человека повеселиться, показать свои исполнительские способности в индивидуальных и массовых плясках, хороводах и песнях. Общая радость, веселье вызывает у ребенка уважение, любовь к своей малой родине и гордость за историю своего родного края. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. На наш взгляд, приобщение детей к культуре народов Мордовии является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.
Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ – в танце, в песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.