Тамара Пугачёва
Формирование толерантности через культуру и традиции мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью : «Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Темочки:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема воспитания толерантности через культуру и традиции своего народа у детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Так как на основе изучения традиций и обычаев своего народа формируется человеческая личность, способная осуществить свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности.
Народные традиции необходимы для всестороннего развития ребёнка. Знакомя детей с народной культурой, мы помогаем войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов, проживающих на мордовской земле.
Работая в данном направлении, я ставлю следующую цель: формирование толерантности у дошкольников через приобщение к культуре и традициям своего народа. А так как на территории Мордовии проживают люди разных национальностей, ставлю следующие задачи:
• дать представление о Мордовии как своей малой Родине;
• формировать у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих в республике Мордовия;
• развивать познавательный интерес к литературе, музыке, искусству народов, проживающих в Мордовии;
• развивать бережное отношение к культуре и традициям мордовского народа;
• воспитывать уважение к людям разных национальностей
В своей работе я опираюсь на региональный образовательный модуль «Мы в Мордовии живем». Над этой темой я работала 2 года с детьми старшего возраста. Свою работу я начала, прежде всего, с создания предметно-развивающей среды. В группе были созданы:
• книжный уголок, где подобраны книги мордовских писателей;
• уголок ряженья, где дети знакомятся с национальными костюмами;
• уголок мордовской культуры
А также имеются различные фотографии, иллюстрации, презентации, альбомы о Мордовии. Разработали картотеку мордовских, русских, татарских подвижных игр; ряд дидактических игр на формирование у детей толерантности. При этом даю детям представление о том, что на земле много стран, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на своих языках, имеют свою культуру, свои обычаи и традиции. Объясняю, в доступной форме как важно жить в мире и согласии со всеми народами, знать и уважать их культуру. Организуя работу с детьми, я нацеливаю её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формирую толерантное отношение к их носителям.
Провожу с детьми беседы на тему: «Народы Республики Мордовии», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии» и др. Знакомлю с символикой России и Мордовии. Рассматриваем мордовский национальный костюм, где дети видят колорит, самобытность мордовского народа, знакомятся с мордовской вышивкой. Посетили библиотеку и музей, где дети познакомились с предметами быта и утварью мордовского народа.
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед использую дидактические игры: «Сложи узор», «Найди по описанию», «Подбери костюм» и др. Благодаря использованию дидактических игр у детей возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, мордовские народные сказки, загадки использую в работе не только на занятиях, но и в ходе праздников и развлечений. Интересно всегда проходят такие праздники, как «Праздник Урожая», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица». Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, любви, как к русскому, так и мордовскому народу, его обычаям и обрядам.
В своей работе использую мордовские подвижные игры с простым содержанием: «В платки», «В медведя», «Раю-раю», «В курочек» и др. Такие игры сближают и укрепляют отношения между детьми, обеспечивают двигательную активность.
На занятиях по рисованию и аппликации использую произведения мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, мордовская матрешка). С детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами предметы посуды, варежки, платки; на рисовании знакомлю детей с техникой рисования мордовских узоров. Всё это вызывает у дошкольников интерес и повышает их познавательную и творческую активность.
Сейчас я продолжила свою работу в младшей группе.
Заучиваем с детьми домашний адрес, название города, в котором они проживают. Рассказываю о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Знакомлю с куклой в национальном костюме.
Особое внимание уделяю введению в образовательный процесс мордовского фольклора – колыбельных, потешек, прибауток, сказок. Их использую при проведении режимных моментов: умывании, одевании, кормлении детей. Потешки помогают установить эмоциональный контакт, организовать взаимодействие взрослого и ребёнка. Читаем мордовские народные сказки : «Пугливая мышь», «Лиса и журавль» и др. Чтобы детям было понятно содержание сказки я использую кукольный театр.
Просматриваем народные праздники в средней и старшей группах «Масленица», «Пасха», «Праздник Урожая».
Приобщаю детей к рассматриванию произведений мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, иллюстраций к произведениям мордовской детской литературы.
Участвуем в выставках поделок, слушаем мордовскую народную музыку. На музыкальном занятии знакомим детей с русскими («каблучки», «притопы») и мордовскими танцевальными движениями («полочка», «покачивание поднятыми вверх руками»).
Играем в мордовские подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание). Учу передавать движение некоторых персонажей (прыгать как зайка). Также использую хороводные игры. Участие детей в народных играх позволяет через игровое общение усвоить культуру народа.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Проводим родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, совместные праздники и развлечения, экскурсии, участие в совместных выставках на базе МДОУ. Знакомлю родителей с традициями своего народа и принципами организации воспитания в семье, направленного на формирование толерантного отношения к культуре различных народов. Организовываем конкурсы на лучшие национальные рецепты, конкурс кукол в национальных костюмах, проводим семинары – практикумы. Вместе с родителями разучиваем национальные игры русские, мордовские. Предлагаю родителям читать дома мордовские сказки.
В результате проведенной мной работы у детей сформировались знания об обычаях, традициях мордовского народа, умение восхищаться своим городом и страной. Дети стали больше проявлять добрые отношения к сверстникам, научились любить свой край и уважать людей, живущих рядом.
Поэтому, я и в дальнейшем буду работать в этом направлении, прививая детям любовь к своей Родине, уважение к культурному прошлому России и Мордовии, воспитывая свободную, творческую личность, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.