anya g
Трудовое воспитание как средство успешного развития воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» В. А. Сухомлинский
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Публикация «Трудовое воспитание как средство успешного развития воспитанников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание детей — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Основными условиями организации труда детей являются :
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
Подбор оборудования для труда.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Демонстрация заинтересованности педагога.
Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей детей.
Поощрения в процессе и по результатам труда.
Создание мотивации трудовой деятельности.
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
Многие дети нашего центра проявляют живой интерес к любым видам труда, в основном доводят начатое дело до конца, имеют работать сообща. Дети регулярно выполняют различные виды труда, а именно: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, хочу отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Дети моют руки без напоминания по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно переодеваются, наводят порядок в шкафу. Я стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, вешать одежду сушить при необходимости.
При обучении самообслуживанию я использовала алгоритмы: как правильно одеться на улицу, мыть руки, дежурство по столовой. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Так же использовала специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Показывала воспитанникам правильные приемы, знакомила с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).
Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.
Основное внимание уделяли ручному труду. Этот вид труда развивает конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дети охотно включаются в работу по ручному труду, изготавливали игрушки из бумаги, охотно делали открытки к праздникам. При пользовании с ножницами закрепляли правила безопасности.
И, конечно, нельзя не сказать о труде в природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития знания. Приучая детей к уходу за растениями, я старалась воспитывать трудолюбие, постепенно объясняла детям значение ухода для роста растений.
Дети научились правильно ухаживать за растениями на клумбе, поливали по мере необходимости, взрыхляли землю.
Для рациональной организации бытового труда в условиях центра я использовала следующие направления. Это совместная деятельность детей и взрослых, это показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Эти направления, на мой взгляд, воспитывают у детей положительное отношение к труду.
Планировала следующие виды труда : наведение порядка в помещении, на игровой площадке центра, использовала формы работы: коллективный труд, поручение.
Трудовое воспитание детей я осуществляла с помощью ряда средств, методов и приемов:
Непосредственно образовательная деятельность.
Совместная деятельность в процессе режимных
моментов в течение всего дня.
Наблюдения за трудом взрослых.
Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым.
Экскурсии.
Художественные средства (ИЗО, музыка, художественная литература и др.)
Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры.
Рассматривание картин, иллюстраций, картинок.
Использование ИКТ.
Интеграция образовательных областей.
Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того на какие стороны направляется внимание детей. Например, на занятиях для знакомства детей с профессиями, я показала видеоматериал о профессиях, например при знакомстве с продавцом я старалась обратить внимание детей на порядок (продукты лежат на витрине, продавец взвешивает, раскладывает по пакетам).
Во время наблюдения за работой парикмахера обращала внимание на специфику их работы, оборудование и материалы, необходимые для работы. Парикмахер делает прическу, чтобы человек был красивым, привлекательным. Старалась вызвать у детей чувство радости, волшебными превращениями, которые происходят во время труда.
Во время прогулки, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.
В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых я использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», показ слайдов на тему: «Труд людей», заучивание пословиц, поговорок о труде.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями. В каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, родители применяют немало приёмов, чтобы дети закончили начатое дело. Рекомендовала буклеты родителям на тему «Привитие трудовых навыков в семье», «Трудовое воспитание детей», «Роль родителей в трудовом воспитании подростков», «Труд в жизни ребенка», памятки по трудовому воспитанию ребенка в семье, провела беседы для родителей: «Домашние обязанности детей», «Учите детей трудиться».
В итоге моей работы по трудовому воспитанию детей, я сделала вывод: дети овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями. У ребят формируются такие качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.