Полина Петрова
Технология развития критического мышления в обучении детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Технология развития критического мышления в обучении детей старшего дошкольного возраста»
Петрова Полина Александровна, воспитатель, МБДОУ «Осинский детский сад № 3»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Я обратила внимание, что не все дети моей группы проявляют любознательность, обладают выработкой собственной точки зрения; не все мотивированы к обучению, не у всех развиты в достаточной степени коммуникативные навыки и умение делать выводы. В связи с этим у меня возникла проблема - как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Можно. Более того, как и другие качества ума, мышление можно развивать.
Развивать мышление – значит развивать умение думать. Не просто думать, а думать критически.
Моей задачей было создать такие условия, при которых у детей возникнет интерес к получению новой информации, умение отбирать полезную информацию, оценивать ситуацию и делать выводы.
Изучив различные современные технологии, я для себя определила использование в своей работе технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.
Технология развития критического мышления – это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать воспитанника (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Актуальность и новизна состоит в создании системы применения приемов развития критического мышления для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.
Цель ТРКМ - научить детей из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить, повысить самооценку детей.
Задачи ТРКМ: пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями; учить его мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; воспитывать в нем желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
В результате применения ТРКМ дети учатся:
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми и т. п. ;
Структура игровой образовательной ситуации с использованием ТРКМ состоит из трех стадий:
1. Вызов – пробуждение интереса к получению новых знаний.
2. Осмысление – получение новой информации. Стадия содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная.
3. Рефлексия – на этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.
Приёмы ТРКМ: «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»; «Знаю-хочу узнать-узнал»; «Верные и неверные утверждения»; «Ролевая игра»; «Кластер»; «Кубик Блума»; «Толстые и тонкие вопросы»; Мнемотаблицы; «Синквейн», «Ромашка Блума».
В своей работе я применяю большинство этих приёмов. Но более подробно можно рассмотреть прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов».
Мы с детьми выбираем какое-либо детское художественное произведение. Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваю у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Дочитав до финала, обсуждаем с детьми сходства и различия их версий с оригинальной. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой и литературной становится его речь. Важно соблюдать главное правило спора - не аргументированные доводы не принимаются. Например, тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
Ещё один пример: приём «Кластеры» («Гроздья») - графический прием систематизации материала. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, то в своей работе я использую иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания используются картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать правила: не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.
Я адаптировала приёмы ТРКМ в своей группе и на основе этого проследила определенную положительную динамику в развитии критического мышления воспитанников, повысилась мотивация к обучению и желание включиться в образовательный процесс. Их можно использовать по всем образовательным областям и могут применяться в течении всего времени пребывания детей в детском саду, в различных видах деятельности: в НОД, режимных моментах, как по отдельности, так и в совокупности.
Данный опыт может быть использован в работе педагогов старших и подготовительных групп общеразвивающей направленности.
Литература:
1. Клустер Д. «Что такое критическое мышление?» // Перемена 2001, № 4
2. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек,
И. В. Муштавинская. – СПб: Альянс-Дельта, 2017 –192 с.
3. Учимся думать вместе с детьми / Э. Э. Байрамова Т. А. Сидорчук -2018