Елена Мягких
Повышение ИКТ-компетенции педагога ДОО, как условие создания информационного продукта
▼ Скачать + Заказать документы
как условие создания информационного продукта
И. Л. Кутькина, Е. А. Мягких,
Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровской обл.
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОО, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.
Публикация «Повышение ИКТ-компетенции педагога ДОО, как условие создания информационного продукта» размещена в разделах
В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности – как дошкольников, так и педагогов (5).
В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной, информационно-коммуникационные технологии – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) (4).
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности (2).
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Как отмечает Ю. М. Горвиц, человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности (1, с. 26).
ИКТ – компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» (3, с. 33). Педагог как субьект педагогического процесса является главным действующим лицом любых образовательных новшеств, которые требуют от него переориентации деятельности на новые педагогические ценности. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном дошкольном образовании.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОО – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Современные технологии получения и передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Мастерство педагога достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала. Хотя пословица гласит: «Талант, как шило в мешке не утаишь!», на вопросы «Кто лучший?», и «Как сделать так, чтобы о тебе узнали?», всегда были актуальны. У каждого педагога должно быть некое «досье успехов», «информационным продуктом» и будет электронное портфолио педагога.
Электронное портфолио – это веб-базированный ресурс, сайт педагога, демонстрирующий наиболее значимые результаты педагогической деятельности для оценки профессиональной компетенции.
Основная идея электронного портфолио воспитателя ДОО заключается в использовании его как современной формы профессиональной мотивации и роста, педагогической рефлексии, самопрезентации, объективном оценивании результативности педагогической деятельности.
Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным, творчески активным, конкурентноспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения (6). Не у всех педагогов хватает опыта, знаний, желания создать свой мини-сайт (портфолио, но те, кто это сделал, уже на сегодняшний день почувствовали все удобства, преимущества электронного портфолио. Работа с электронным портфолио весьма трудоемкая, но именно она является стратегией профессионального развития нового поколения педагогов современного ДОО.
Электронное портфолио, как «информационный продукт», поможет выйти педагогам ДОО на более современный уровень общения с коллегами, родителями, переориентироваться на новые педагогические ценности, повысить стремление к росту, самосовершенствованию и дальнейшему использованию современных компьютерных технологий в методической деятельности.
1. Говриц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. // Ю. М. Говриц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.- С. 25-44.
2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе // Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011. – С. 65-126.
3. Иновации и современные технологии в системе образования: материалы II Международной научно – практической конференции 20-21 февраля 2012 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно- издательский центр «Социосфера», 2012.-388с.
4. Словарь педагогического обихода // под ред. Проф. Л. М. Лузиной. – Псков: ПГПИ, 2003. – 71 с.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5.
6. Профессиональная компетентность педагога ДОУ // Управление ДОУ 2007.