Наталья Сероглазова
Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств не ослабевал никогда.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на задний план, а их сменили телевизор, телефон, компьютер и планшет, и конечно же интернет, который своей липучей и огромной паутиной засасывает наших детей в бездонный, и порой очень жестокий мир. Мир – нереальности.
Персонажи современных сказок и мультфильмов не всегда отличаются душевностью и нравственной чистотой.
Публикация «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Родители покупают своим чадам красочные игрушки и игры, водят на всевозможные кружки, не жалея ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, чтение старых добрых сказок, на совместные игры и прогулки времени не остается. Конечно, ведь сериал не посмотрен, ленты не пролистаны и лайки не проставлены. Люди сейчас больше времени уделяют на просмотр чужих фотографий в социальных сетях, чем на своих детей.
И поэтому, в настоящее время, как бы это ни было печально, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, патриотизме. Многие из деток, даже не представляют себе смысл таких слов, как милосердие и великодушие.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Оно позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Такое воспитание дошкольников должно осуществляется совместными усилиями родителей, педагогов и близких.
Дошкольный возраст-это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. В детстве, усвоение нравственных и социальных норм, происходит сравнительно легко.
Особенно важен процесс духовно-нравственного становления ребенка в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств растущей личности.
Главная наша задача заключается в том, чтобы заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим, вырастить достойного члена общества.
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Ведь позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт.
Как мы все знаем, игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно через игру детки осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства, учатся понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
Воспитывая духовно-нравственные качества растущей личности, я как педагог использую различные методы и приемы. Это и беседы, и игры, и занятия с элементами сказкотерапии. Ведь сказка, это где есть всё, представления о добре и зле, правде и лжи, храбрости, справедливости и конечно о любви.
Ведь и наши предки, воспитывая своих детей, не спешили их наказывать за проступки, а рассказывали им поучительные сказки, из которых ребенок сам понимал, в чем провинился, что сделал не правильно и в чем его проступок.
Цель сказкотерапии - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
На своих занятиях я устраиваю детям интересные путешествия по сказкам, где добро, всегда побеждает зло, а любовь побеждает ненависть.
И так приятно смотреть на них, когда они радуются этим маленьким победам и чувствуют гордость за себя.
Я пришла к выводу, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Они испытывают меньше проблем в общении с окружающим миром и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации. Поэтому очень важно закладывать ребенку основы духовно-нравственного воспитания уже с раннего детства, и в семье и в дошкольном учреждении.
Спасибо за внимание!