вероника нитченко
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральную образовательную программу дошкольного образования особое внимание уделяется региональному компоненту. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности и затрагивает все образовательные области. Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям писателей и художников).
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, сбор грибов и ягод, наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Всю жизнь человек хранит эти воспоминания. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возикает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. В совместной деятельности с детьми педагоги делают акцент на необходимости охраны видов из региональных или российской Красных книг, не обращая особого внимания на обитающие рядом с ребёнком живые организмы. Формирование чувства ответственности у дошкольника должно строиться на информации об окружающих ему объектах.
При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формирование у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы, эмоционального отношения к объектам ближайшего окружения.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на блага родного края, Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.
Любовь к природе определяется бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных и растений.
Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:
-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы.
Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе ООД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое планирование. В нем есть такие темы, как: «Мой город», «Город мастеров», «Природа родного края», «Наша Родина – Россия», «Знаменитые люди России», «Таланты России», «Русское народное творчество», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, планируя работу по образовательным областям:
«Физическая культура» - Знакомим детей с достижениями спортсменов нашего края.
«Познавательное развитие» - знакомство с природой родного края осуществляется через виртуальные экскурсии, на прогулках, во время наблюдений.
Речевое развитие – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране», обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).
«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России.
«Художественно – эстетическое развитие» - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.
На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской посуды, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви.
«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой России и города - герб, гимн, флаг.
Таким образом, внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.