Приложение МААМ

Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики рук у дошкольников (из опыта работы)

Лошкарева Инна
Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики рук у дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики рук у дошкольников».

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» - писал Дис Бруно.

Публикация «Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики рук у дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости рук отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза бояться, а руки делают. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Моторные центры речи в каре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизируют речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:

• Большой палец отвечает за голову;

• Указательный – за желудок;

Средний – за печень;

• Безымянный – за почки;

• Мизинец – за сердце.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.

Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение.

Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же пальчиковые игры стали так популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился?

Да потому, что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Поэтому я и выбрала тему по самообразованию: «Пальчиковая гимнастика, как средство речевого развития дошкольников».

Определила цель своей работы : Речевое развитие речи детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.

И для достижения этой цели определила следующие задачи :

1. Повысить уровень развития речи, закреплять и расширять словарный запас;

2. Пополнить предметно-развивающую среду группы разнообразными дидактическими материалами;

3. Заинтересовать родителей, и привлечь к организации деятельности способствующей развитию у детей мелкой моторики рук.

Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среды.

Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры, с предметами такие как мозайка, пирамидки, набор кому разной величины, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, куклы, машинки.

Изготовила много дидактического пособия:

• Сухой пальчиковый бассейн – направлен не только на самомассаж пальцев рук, но и на развитие тактильных ощущений, внимание и сообразительность.

• Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.

• Панно «Аквариум» - многофункциональное, оно помогает детям развивать не только пальчики, но и позволяет мне закрепить с детьми цвет, величину, ориентировку в пространстве, развить глазомер, усидчивость.

• Панно «У солнышка в гостях» - направлено на развитие умений заплетать и расплетать косички, завязывать бантики, шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, а также у детей есть желание доводит начатое до конца.

• Изготовила сенсомоторное панно «На лесной полянке» - где дети не только развивают мелкую моторику, и создают общий сюжет, но и соотносят цвет пробки с цветом фона.

• Сделала пальчиковый театр, театр би-ба-бо – с которыми дети придумывают сюжеты к любимым сказочным персонажам, при этом у детей развивается и координация, и мелкая моторика.

• Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.

• Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.

Провела конкурс с родителями на тему: «Мои волшебные бусы».

Бусы родители изготовили из различного материала, разной формы и цвета.

• Спички, палочки, пуговицы – где дети выкладывают различные рисунки, знакомят их с геометрическими фигурами, постепенно их усложняя, у детей развивается внимание, сообразительность.

• Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками – где дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.

В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться, договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.

Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики, комплексов артикуляционных гимнастик, методическую литературу.

Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить».

Для родителей своей группы и педагогов детского сада были представлены письменные консультации:

1. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников :

2. Пальчиковые игры для малышей;

3. В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. ;

4. Ум на кончиках пальцев;

5. Чем заняться с детьми дома;

6. Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет.

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.

На родительском собрании по теме «Развиваем руки, развиваем мозг», была представлена консультация на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей», показала серию пальчиковых игр и проиграла их с родителями.

В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.

Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.

Я буду продолжать работать в этом направлении : пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач нашего детского сада.

Литература по теме:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.

11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

Публикации по теме:

Роль дидактической игры в развитии мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста Опыт работы: воспитателя Зайцевой Е. В. «Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста»..

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» (из опыта работы) Маленький актер «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, Когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии и творчества. Без этого – он.

Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам и творит добро» «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми.

Презентация для педагогов на тему «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей» Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного.

Консультация «Роль предметно-развивающей среды в ДОУ» Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп,.

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования В современном мире развивающая предметно-пространственная среда (РППС) дошкольных образовательных организаций становится объектом самого.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника .

Опыт работы «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Опыт работы «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Организация музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Воспитание ребенка дошкольного возраста.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики рук у дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 10:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики рук у дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Лошкарева Инна (УИ 2137518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД