Сосунова
Опыт работы «Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством использования нестандартных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Свою задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Когда же хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог так должен строить работу, чтобы каждому хотелось учиться, чтобы в глазах учеников не погас огонёк познания, чтобы учебный труд приносил радость успеха.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством использования нестандартных форм“» размещена в разделах
Тот, кто работал с младшими школьниками, хорошо знает, как нелегко приходится учителю. Особенно с первоклассниками. Ребята очень подвижны, внимание у них неустойчиво. Как заставить ребёнка слушать, c помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным. Учитель должен заинтересовать ребят, или с точки дидактики, активизировать познавательную деятельность учеников.
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса я использую следующие приёмы :
-создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
-положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
-рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?»);
-занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознание целей учения и их реализации применяю:
-прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
-предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке;
-реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
-практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов :
1. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
2. Необычная форма преподнесения материала.
3. Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий.
4. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
5. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.
6. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Базовой образовательной технологией, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.
Использую и другие методы. Это исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, наглядный метод, метод от простого к сложному, от наглядного к абстрактному, опережающий программу метод (кто-то запомнит с одного раза, а для некоторых учеников нужно повторить 15-20 раз. Поэтому повторяем не только состав одного числа, а всех чисел до 10, методика обратной связи (ученики раскладывают на партах карточки с цифрами и показывают ответ при решении примеров или изучении состава чисел. Работает весь класс и учитель видит ответы каждого ученика).
Следующий метод проверки знаний «Каждый учит каждого». Этот приём использую при закреплении умения решать примеры. Ученик, который первым закончил работу, после проверки задания, становится помощником учителя. Он не только должен проверять ошибки второго ученика, а будет ещё объяснять, чтобы их не было.
Метод работы в малых группах при проверке содержания позволяет экономить время и опросить многих учащихся.
Все мы знаем, что дошкольники и младшие школьники обожают ролевую игру «Учитель и ученик». Я по- настоящему разрешаю ученикам быть учителями, даже разрешаю ставить оценку в тетрадь. Рядом с оценкой проверяющий пишет свою фамилию. Меняются тетрадями с соседом, открывают учебник или я доску, и проверяют. Иногда дети оценивают свою работу. Так мы проверяем письмо по памяти, зрительные диктанты, cловарные слова. Что интересно, дети, оказывается, даже при открытых учебниках не видят свои ошибки, а чужие находят. Развивается внимательность, зрительная память и орфографическая зоркость. Бывает в начале, что некоторые специально завышают или занижают оценку. Всегда спрашиваю: «Кто не согласен своей оценкой?» Конечно, работу всегда перепроверяю.
Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. На уроках использую «творческие пятиминутки», где дети сочиняют стихи, загадки, пословицы, поговорки. Или рубрика «почемучкины вопросы», где почемучка предлагает ответить на вопросы. Если ученики сразу не могут ответить, то есть возможность обратится к справочникам, перелистать дополнительную литературу, спросить у родителей. Такой вид деятельности формирует у детей самостоятельность, желание работать с дополнительной литературой, воспитывает интерес к предмету.
Чтобы дети не уставали, конечно же, использую здоровьесберегающие технологии.
Чтобы предотвратить утомляемость, все учителя начальных классов проводят во время урока физкультминутки, позволяющие повышать работоспособность, внимательность, активность.
Очень благотворно действуют на детей релаксационные зарядки, проводимые с целью выработки максимальной работоспособности.
Все дети моего класса посещают кружки по внеурочной деятельности различных направлений. Это и познавательная экскурсия «Вокруг света за урок», клуб «Будь здоров», факультатив «Великие изобретатели», объединение «Вежливые ребята». Ежегодно учащиеся моего класса выполняют проектные работы и защищают их на научно-практических конференциях. Также с удовольствием участвуют в конкурсах «Медвежонок», «Спасатели», «Муравей», «Кит», «Бульдог». Очень любят, когда к нам в гости приходят работники ДК нашего посёлка и работники районной библиотеки. Ими проводились такие мероприятия как «Вредные привычки. Наркотикам НЕТ!», «Что мы знаем о Куликовской битве», мероприятия, посвящённые приходу весны, фольклорно-познавательная игра в рамках проведения Года культури и др. Учащиеся моего класса ежегодно с удовольствием участвуют в предметной декаде «Путешествие в Сообразилию».
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности и внеурочной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю.
«Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!»