Елена
Опыт работы «Работа детского сада в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1,2) «Речь – это удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Георг Гегель.
Речь – яркий показатель развития ребенка. Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. (слайд 3)
Публикация «Опыт работы „Работа детского сада в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий качества образования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. (слайд 4)
В своей работе по речевому развитию дошкольников я использую методики развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Оксаны Семеновны Ушаковой, Валентины Викторовны Гербовой, Галины Яковлевны Затулиной. Сюда входит программа по развитию речи для каждой возрастной группы, разработки занятий по развитию речи, разработки занятий по ознакомлению дошкольников с литературой.
(слайд 5) В работе с детьми, поставила для себя следующие задачи:
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.
Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.
(слайд 6) С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература, серии картинок по сказкам для пересказывания. В книжном уголке устраиваем тематические выставки, недели, посвященные творчеству определенного писателя. Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам.
(слайд 7) Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. (слайд 8) Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.
(слайд 9) Для того чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, мы организовали центр театрализованных игр; приобрели и изготовили различные виды театров. Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной.
(слайд 10) Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы.
Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.
(слайд 11, 12, 13) В центр науки и естествознания в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:
- составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- размышлять, рассуждать и доказывать;
- объяснять явления природы;
- составлять небольшие рассказы.
(слайд 14) Также в нашей группе оборудован центр музыкального творчества. Используя музыкальные инструменты в своих играх :
- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
- у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.
Стараюсь проводить музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонетико-фонематического слуха. Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры (кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.
Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Играем на прогулке в речевые игры.
Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями. Мы проводим беседы, даем рекомендации, консультации и советы, организовываем тематические родительские собрания. (слайд 15)