Надежда Соколова
Применение художественных произведений в игровой деятельности детей (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад :«Применение художественных произведений в игровой деятельности детей»(опыт работы).
Подготовила: Воспитатель д/с «Светлячок» Соколова Н. Н.
Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. Одним из условий развития речи является культурно-языковая среда. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение определенным кругом речевых навыков и умений. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей «уникальным способом воспитания» .
Публикация «Применение художественных произведений в игровой деятельности детей (опыт работы)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, не одно учение немыслимо без помощи основного учителя- языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства,понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, надо вызвать интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки);сюрпризов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.).
Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Постепенно подводя детей к восприятию более сложных произведений, ставлю задачу пробудить в каждом ребенке желание с еще большим интересом вглядываться в окружающий мир, обобщать свои впечатления на основе прочитанного. Образность произведений литературы и фольклора уже доступно пониманию малышей, поэтому их не удовлетворяет поведение сороки- белобоки, козы- дерезы и т. д.
В своей работе мы часто используем художественное слово.
1. Например, при игре с куклами- подружками, где дети радуются встрече с ней, закрепляют знакомые игровые действия (здороваются, прощаются, показывают ей образцы действий, общаются доступными ребенку способами) ; стимулируется речевая активность детей, сопровождающая игровые действия слова.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик- я.
Или, например, укладывание куклы спать. В этой игре знакомим детей с новой игровой цепочкой (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть ее одеялом, научить ласково обращаться с куклой, как с дочкой. В этой игре все игровые действия сопровождаются художественным словом :
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
При укладывании спать поем колыбельную:
Баю-бай, баю-бай,
Ты собачка не лай,
Белобока не скули,
Мою Таню не буди,
Темна ноченька, не спится,
Моя Танечка боится.
Ты собачка не лай,
Мою Таню не пугай.
Когда будим куклу после сна, говорим:
Вот проснулись,
Потянулись!
С боку на бок
Повернулись.
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки?
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними!
2. При игре с машинами и другим транспортом:
- Медвежонку сегодня не везет, машина не слушается его, не заводится. Водители, у нас есть инструменты для ремонта? (достают инструменты, помогают чинить ее).
- Все готово. Миша заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р… Р-р-р. Мотор зарычал, загудел, зафырчал. Медвежонок вас благодарит, он поехал и запел песенку.
Ты гуди сильней мотор,
Я – умелый шофер.
Надо- влево руль кручу,
Надо- гайку подкручу,
Дам сигналу погудеть-
Должен все шофер уметь.
В игре самолет:
- Летит, летит самолет,
Сидит, сидит в нем пилот.
Он держит крепко штурвал,
Чтоб самолет не упал.
А вот и другие самолеты взлетают по расписанию и летят в разные города. В конце игры: «Все летчики приземлили свои самолеты. Полеты закончены.»
3. Игры со строительным материалом.
- Это у вас что, стройка? Что вы строите?
Мы решили строить дом
Для своих зверюшек.
Дом построен, и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук-тук, перестук,
Доски обтесали.
Тук-тук, перестук,
Крепко прибивали.
Какие хорошие и разные постройки получились. Вот на забор взлетел петушок «Ку-ка-ре-ку». К дому подошла киска и мурлычет. Давайте пустим ее в дом. Получилась настоящая деревня.
4. При знакомстве с обитателями двора, заранее строится деревня с домашними животными.
-Кто это? Как она кричит? Что она дает?
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!
Вот на пороге сидит… Кто?
Она любит, когда ее гладят. Как она мурлычет? Мур-р-р!
Мур-мур-мур,
Мурлычет кошка,-
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмурю глазки!
-А это кто ребятки? Как он кричит?
Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром встает,
Красны песни поет.
(Дети исполняют роли животных, повторяя слова вместе с воспитателем так, как умеют).
5. При игре с матрешками, повторяем действия открывания и вкладывания, играем в прытки «Ку-ку, где ляля? Вот она, матрешка)»
Прячем маленькую матрешку в большую и достаем обратно. Все действия дети сопровождают речью.
Мы- красавицы Матрешки-
Разноцветные одежки.
Раз- Матрена. Два- Малаша.
Мила- три. Четыре- Маша.
Маргарита- это пять.
Нас не трудно сосчитать.
Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой активности – процесс длительный и в значительной мере все таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Важно умело войти в игру, детское общество. Еще В. Г. Белинский писал : «Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участие; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают его со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей.»