Куркова Виктория
Преемственность экспериментирования между дошкольным и начальным школьным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт-Петербург. ГБДОУ № 12. Куркова В. А. -воспитатель
Преемственность экспериментирования между дошкольным и начальным школьным образованием.
Образование всегда было, есть и будет инновационной областью так как цель любой педагогической деятельности - это подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.
Цель инновационной деятельности в ДОУ улучшение способности педагогического коллектива детского сада добиваться более высоких результатов в образовании.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Инновация – это нововведение. Наиболее популярные инновации в дошкольном образовании- это создание системы дополнительного образования которое должно ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его родителей.
Преемственность между дошкольным и начальным образованием, согласно историко- педагогическим исследованиям, трактуется как «опора на пройденное». Таким образом новые знания, умения и навыки, получаемые ребенком в школе, будут сознательно усваиваться, только включаясь в общую систему уже полученных ребенком знаний. По моему мнению цель дополнительного образования в детском саду состоит именно в том, чтобы следуя интересам ребенка, раскрыть в нем потенциал заложенный самой природой.
ФГОС дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Одним из основных механизмов развития ребёнка признана познавательно-исследовательская деятельность, которая, в свою очередь, переходит в проектно-исследовательскую деятельность в школе.
Обладая достаточным словарным запасом, ребенок, начиная с младшего дошкольного возраста начинает задавать вопрос: Почему? Как? И недостаточно просто ответить на его вопрос, познавая окружающий мир ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, попробовать, постучать, разобрать и узнать, что внутри. Известная китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у ребенка сформировано начальное представление об окружающем мире, он стремится познать саму суть явлений. И наша задача заложить в нем основу тех знаний, которые будут развиваться в последующем.
Проведение эксперемента в дошкольном учреждении как отдельно взятое дополнительное занятие, сформирует у ребенка основы научной картины мира и удовлетворит его познавательный интерес. Эксперементирование в детском саду это дополнительная возможность научить ребенка думать, самовыражаться. Оно напрямую связано с другими видами детской деятельности: во время проведения эксперемента ребенок учится четко выражать свою мысль, пополняет словарный запас, учится ставить цели и искать пути их реализации.
Основы детского эксперемента – это прямой путь к пониманию научной картины мира, которое входит в систему естественнонаучной направленности дополнительного образования детей.
Дополнительные общеразвивающие программы естесственонаучного цикла которые в настоящее время реализуются в школе- делятся на три тематических цикла. Те же три основных темы дошкольного эксперементирования.
Школа -
1. эколого-биологический (экология, биология, медицинская тематика)
2. физико-географический (комплекс наук о земле, изучение объектов живой и неживой природы)
3. физико-химический (физика, астрономия, химия)
Детский сад -
1. опыты с растениями, знакомство с дикими и домашними животными и средой их обитания, знакомство со строением организма человека
2. свойства материалов и объектов неживой природы
3. природные явления, земля и космос, вода и ее свойства, изучаем краски.
Включая эксперимент в систему дополнительного образования дошкольников, мы реализуем такие требования ФГОС как овладение школьниками естественнонаучной грамотности- способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
В детском саду ребенок приобретает пороговый уровень естественнонаучной грамотности, т. е. приобретает те знания и умения которые необходимы для перехода к стартовому уровню (к демонстрации умений позволяющих использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях). Приведем простейший пример: в детском саду проводится эксперимент по изучению свойств воды (холодная-теплая, начальная школа-ребенок знает, чтобы получить горячую воду он должен её нагреть, что успешно использует в жизни.
Просматривается определенная закономерность между методами применяемыми к развитию естественнонаучной грамотности в сфере дополнительного образования школы и детского сада.
1. Переход от теоретического (я знаю) к практико – ориентированному (я умею объяснить и показать) подходу в содержании дополнительного образования.
2. исследовательский подход - приобретение знаний в ходе самостоятельной исследовательской деятельности ребенка
3. междисциплинарный подход- в центре внимания находится не отдельная научная дисциплина, а вся система знаний о природе и человеке.
4. Индивидуальный подход- учитывающий интересы и особенности каждого ребенка.
5. гуманитарный подход, при котором естественнонаучные знания и экологическая культура рассматриваются как компоненты общей культуры человека.
Таким образом дополнительное образование в сфере естественнонаучной грамотности в виде отдельной программы по эксперементированию в ДОУ, дает нам возможность подготовить ребенка к тому, о чем мечтает любой учитель – получить ребенка умеющего учиться.
В ходе эксперементальной деятельности ребенок (при правильном подходе) приобретает следующие умения:
• использование полученных знаний в различных жизненных ситуациях
• находить вопросы на которые может ответить естествознание.
• Применять различные способы исследования
• Делать выводы
• Формулировать ответ в доступной форме.
Формирование естественнонаучной направленности в сфере доп. образования связано с непрерывным научным прогрессом, модернизацией материально-технической базы не только школы, но и ДОУ.