Раиса Босова
Доклад «После трёх уже поздно»
▼ Скачать +Заказ
Доклад
«После трёх уже
поздно».
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Березка» г. Белогорска Республики Крым.
Воспитатель Босова Р. С.
Масару Ибуки «После трёх уже поздно». Это удивительно добрая книга. В ней говорится о том, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Автор считает, что то, что они усваивают в 2, 3, 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то что взрослые осваивают с трудом, дети усваивают играючи. Он говорит о том, что взрослые ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. Мы привычно считаем, что о детях знаем всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много времени вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга завершено на 70 – 80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трёхлетнего возраста? Раннее развитие не предполагает насильственное обучение грудных детей фактами и цифрами. Главное введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Исследования физиологического мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка – это его личный опыт познания в первые три года, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. это годы с рождения и до трёхлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно. Какие основания доверять Масару Ибуки.
Публикация «Доклад „После трёх уже поздно“» размещена в разделах
Он не специалист в теории образования, он не знает, что можно, что нельзя. Он, безусловный гений. Начав свою деятельность в 1947 году, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларов в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Масару Ибуки предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка. Каждый ребёнок может учиться хорошо – всё зависит от метода обучения. Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев. Единственная цель раннего развития – дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Главное развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и мире. Многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают, неправильным сознательное об учение маленького ребёнка. они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребёнка, и более естественно предоставить его самому себе, и разрешить делать всё, что он хочет. Между тем должно быть наоборот. Именно, в первые годы жизни ребёнка необходимо быть с ним строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю. Его «я». Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребёнка в более позднем возрасте только погубит в нём талант, и вызвать сопротивление. Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг это губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то что, зачастую, слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка. Ждать готовых формул – серьёзный недостаток воспитания. Образование базируется на фиксированной программе для каждого возраста. Также воспринимается и идея раннего развития: если не дать готовых инструкций, никто не решается попробовать сам.
По моему мнению, готовые формулы и нормы нужно всегда подвергать сомнению. Что я и делаю. Я считаю, что лучший принцип – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По моему мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к обучению, он делает большие успехи. Вызвать у ребёнка интерес к предмету обучения- это и есть лучший педагогический метод. Так, вместо того, чтобы учить ребёнка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить ребёнка писать, пробудить интерес к процессу письма. Другими словами – подготовить ребёнка к обучению. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать необходимые условия. Для того, чтобы у ребёнка появилось желание рисовать, вокруг должны быть достаточно карандашей и бумаги. Большинство детей отрицательно реагируют на слово «учиться». Они заранее настроены отрицательно, поскольку учёба в их сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учёба должна сочетаться с удовольствием, и тогда дети будут делать большие успехи.
Методу Шичиды более 40 лет.
Методика Макото Шичиды уникальна не тем, что даёт результаты, она уникальна своим подходом. А смысл состоит в том, что по методу правополушарного развития, с ребёнком не надо заниматься сутками на пролёт, «лишая его детства». Как любят говорить многие. Правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает всё, что когда-либо хоть краем глаза видел, или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках - зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию. Шичида пишет, что 30 минут в день достаточно для занятия, а остальное время нужно просто позволить ребёнку играть. Шичида предлагает не пичкать ребёнка знаниями, а помочь развить ему великолепную память. А как применять свои знания и что учить ребёнок разберётся потом сам. Занятия можно делить на части и делать его в течении дня, но всё же лучше проводить его утром. Фантазировать можно где угодно и как угодно: рассматривать узоры на обоях или облаках и придумывать, на что они похожи, представлять себя кем-то. Это можно делать хоть в дороге, ведя детей на прогулку, главное заинтересовать ребёнка, вызвать на диалог. Совершенно не обязательно играть именно предложенные Шичидой игры. Он предложил их только потому, что они есть в его культуре. Таким образом танграм можно заменить на любую мозаику или конструктор, вместо мандал просто вспомнить какого цвета что-нибудь на показанном рисунке или располагать несколько разноцветных фигур хаотично на листе, а потом попытаться вспомнить цвет каждого из них. Заниматься с детьми нужно тогда, когда они не испытывают напряжения, поэтому необходимы несколько игр-минуток для успокоения. Если ребёнок напряжён, он не сможет эффективно обращаться к правому полушарию, и все попытки будут напрасными. Интересное дети считают правильным, а не интересное – неправильным. Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребёнка, как «хорошо» и «плохо», и пришёл к выводу, что «хорошо» для ребёнка - это то, что интересно и увлекательно. Это понятие «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребёнок приобретает опыт, и теперь он уже считает, что «хорошо» - это то, за что его хвалят. Если он выполнил поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, когда ругают или наказывают, значит, он поступил «плохо». Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо». Способности ребёнка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться методом похвалы и порицания. Повторение – мать учения. Это аксиома. Если ребёнок забыл строчку, пусть повторит стихотворение от начала до конца. Мозг ребёнка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память ржавеет, если её не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребёнка надо тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При правильном воспитании в раннем возрасте ребёнок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывание оценок». Когда у ребёнка возникает желание что—то делать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Раннее развитие ребёнка зависит от вдумчивости и внимания тех, кто его окружает. Конечно, чтобы добиться результата, нужно работать. Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте профессионально, нужно полжизни посвятить этому занятию. Я никогда не следую слепо одному методу, я выбираю лучший на мой взгляд, для моих детей. Для детей 3 – 6 лет есть масса увлекательных игр на развитие зрительной, слуховой памяти, сенсорного развития и логического мышления, т. е. для всестороннего развития ребёнка. Автор книги «Великие мира сего» немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги – они окружали их ими с детства. Им никогда не говорили: «Я хочу, чтобы ты стал великим человеком». Им говорили иначе: «Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком»