Екатерина Князева
Подготовка детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад.
Подготовка детей к обучению в школе.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка.
Темочки:
Большое место в нашей группе занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно мы сможем подготовить детей, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения.
Мы ставим перед собой две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Наша работа на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :
1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у детей вырабатывается активное поведение на занятиях
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности;
3. Воспитание у дошкольников опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
В процессе общения мы стараемся дать детям разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях мы учитываем как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяем быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяем у них способность соблюдать правильное поведение.
Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Для развития активного мышления дошкольников на занятии мы отбираем соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Наша задача — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.
Уже младших дошкольников мы учим производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом, подводим ребё нка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развиваем у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.
В нашей группе дети пользуются следующими дидактическими играми: «Составь слово», «Собери алфавит», «На что похоже?», «Цвет и форма», «Занимательная математика» и многими другими.
На занятия по рисованию, лепке, аппликации мы готовим детей к урокам ИЗО, математики, труда. При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш.
Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения. В доступном для детей месте есть различные энциклопедии.
Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.