Наталья Зайцева
Опыт работы «Технология сотрудничества в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. В связи с введением ФГОС ДО мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе дошкольной образовательной организации становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием.
Публикация «Опыт работы „Технология сотрудничества в ДОО“» размещена в разделах
Поэтому мы сегодня вспоминаем советских педагогов-новаторов, изменивших вектор отечественного образования - это Амонашвили, Лысенкова, Волков, Шаталов, Щетинин, Ильин, Гончарова, Москаленко, Палтышев, Никитин и другие. Идеи и опыт этих педагогов сегодня широко признаны. То, что учителя-новаторы привнесли в педагогику в плане новизны, можно охарактеризовать общей фразой — педагогика сотрудничества.
Педагогика сотрудничества – это система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, это отношение к воспитанию как к творческому взаимодействию педагога и ребёнка.
Актуальность заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.
Основными принципами технологии сотрудничества являются :
1. Развивающий характер обучения, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог.
5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.
Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в основной образовательной деятельности развивающего цикла. Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий; развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Этапы работы с детьми :
Подготовительный этап.
В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества между детьми не возникают спонтанно, но вместе с тем, детям очень нравится эта деятельность, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности.
I этап. Освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы может быть реализован с детьми среднего дошкольного возраста).
II этап. Освоение правил взаимодействия со взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).
III этап. Обучение детей самостоятельному выбору формы организации занятия (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).
Основная образовательная деятельность в детском саду дает большие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками из-за регулярности и систематичности проведения, возможности интеграции видов деятельности, разнообразия образовательного содержания.
Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:
1. Проблемная ситуация, которая будет побуждать детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Можно организовать дискуссию.
2. Формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: работа в парах и в микрогруппах.
3. Непосредственное выполнение задания. Здесь воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или на отдельном материале.
4. Организация контроля и оценки.
Сейчас я работаю в подготовительной группе и в своей работе использую технологию сотрудничества. В этом возрасте дети могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе. Совместную деятельность можно использовать в разных видах деятельности. Например, дети делали коллективную работу на День матери. Характер задания был одинаковый: сделать красивую газету-поздравление для мам. Перед началом работы перед детьми была поставлена проблема, которая побудила детей искать не только решение, но и способы организации. Мной были поставлены вопросы: «Как мы будем работать?», «Что нужно сделать, чтобы легче и быстрее выполнить работу?». Каждый ребенок высказался и предложил свой способ. Мы вместе с ребятами проверили данные варианты, чтобы убедиться в правильности суждений. Дети выбрали те способы, которые лучше подходили для выполнения данной работы. Далее дети распределись на группы по 6 человек. Я постаралась донести до каждого ребенка, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы, т. е. чтобы газета-поздравление получилась красивой, каждый участник группы должен постараться, нужно быть внимательнее друг к другу и т. д. Далее дети занимались выполнением задания. В процессе работы одна группа делала это дружно и весело, помогали своим товарищам, исправляли ошибки, объясняя, почему сделано не так, в то время как в другой были трудности при распределении заданий участникам группы, не желания помочь товарищам, высмеивание сделанной детали, разобщенность. С этой группой детей еще раз пришлось беседовать по поводу правил работы в группе, еще раз на их собственном на примере обсудили проблемы, которые у них возникли, дети сами предложили пути решения и вот тогда работа закипела. Дети наслаждались процессом творчества, видя результат своей работы - радовались. Первая группа сделала свою газету-поздравление первой, у второй – на это ушло больше времени, но результат был не хуже. На последнем этапе осуществлялась оценка выполненной работы. Здесь использовалась взаимопроверка. Обсуждалась каждая операция и способ ее выполнения. Важным было обучить детей самооценке. Ребенок, который умеет учиться, должен определять область своего знания и незнания, и видеть перспективу дальнейшего совершенствования. Так во второй группе были дети, которые часто болеют и из-за этого не посещают детский сад, вследствие чего у них отсутствовали определенные знания. Когда мы с детьми этой группы разбирали ситуации, из-за которых у них сразу не получилось сделать газету, то обращали внимание на то, что в своем незнании и неумении они видели не бессилие и беспомощность, а перспективу развития. Так же мы с детьми оценили уровень сложности выполнения задания, для некоторых было сложно, для остальных – легко. Затем мы подвели итоговую оценку, где я выяснила, что мы делали, какие трудности были, что понравилось больше и т. п. Дети самостоятельно определили, над какими заданиями им надо поработать на следующих занятиях.
Еще в своей работе я использую различные игры на развитие сотрудничества. Это игры на развития интереса к партнеру по общению; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие навыков взаимодействия в группе; игры на сплочение детского коллектива.
Например, игра «Доброе слово», в которой дети сидят в кругу, каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе, непременное условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит. Цель этой игры: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам. Или игра «Сделай подарок», в которой педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений, а отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга. Цель этой игры – знакомство с невербальными способами общения. Еще одна игра, которая очень нравится детям «Неожиданные картинки», нужно сесть в один общий круг, взять каждому по листу бумаги и подписать свое имя с обратной стороны, потом начать рисовать какую-нибудь картину. По команде воспитателя перестать рисовать и передать начатый рисунок своему соседу слева, взять тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Если группа небольшая, то можно дать детям порисовать 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг, поэтому время на рисование ограничивается. И многие другие игры.
Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни и позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.
Используемая литература:
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения
С. Л. Соловейчик Педагогика для всех
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии
Маврина И. В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения