Роман Кузичев
Самообразование «Повышение квалификации педагога посредством общения с прекрасным»
▼ Скачать + Заказать документы
Лучший учитель – природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее и работа его будет спориться и выходить лучше многих ученых.
В. А. Тропинин.
Почему возникает вопрос о повышении квалификации. Вроде само собой разумеющийся факт, что педагог должен быть образованным, интересоваться прекрасным, читать. Тогда ему будет интересно работать самому и детям будет с таким педагогом интересно.
Публикация «Самообразование „Повышение квалификации педагога посредством общения с прекрасным“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Потребность в «прекрасном» для личности и общества возникла еще на заре человеческой цивилизации. Сделать предметы практичными и красивыми задача, которую решали мастера, используя подручный материал. Постепенно утилитарный и обрядовый смысл предмета вытесняется эстетическими категориями. Греки одушевляли свои вазы, подписывая на дне, что «. меня (вазу) сделал такой-то мастер». Искусство становится делом профессионалов. Ремеслу художника и прикладника теперь можно научиться в специальных школах. Помимо религиозного и мифологического содержания в искусстве развиваются жанровые мотивы, мастера совершенствуют технику исполнения, появляются новые виды и жанры в искусстве, а само понятие «прекрасное» превращается в эстетическую категорию, достойную философских трудов. В середине 19 века, Н. Г. Чернышевский предлагает «прекрасным» называть саму жизнь. Возникший критический реализм в искусстве с изображением лапотной России является зримым воплощением этой идеи. Несколько десятилетий спустя на рубеже 19-20 вв. стиль модерн говорит уже «об искусстве ради искусства». Сегодня в эпоху потребления роль искусства актуальна, прежде всего, как средство эмоциональной отдушины, возможность сблизить людей, сделать мир вокруг них, не только информативнее, но главное добрее, духовно богаче.
Теперь о педагогическом аспекте проблемы.
Недавно мне на глаза попалась одна занимательная книга Екатерины Мишаненковой – «Фаина Раневская. Один день в послевоенной Москве». Собственно о великой актрисе, которая слыла самой смешной женщиной в СССР, там мало. Книга о послевоенном быте москвичей. Интересно. Советую почитать. Среди прочего,в книге любопытная ссылка, касающаяся нас- педагогов. Вот, что пишет Людмила Дубровина, заведующая отделом народного образования города Москвы: «Мы с вами (педагоги) самый скучный народ. Попробуйте с кем-нибудь из нас побеседовать на какие-нибудь общие темы, так бедняга чувствует себя страшно неловко, ему совестно, и он скоро перейдет на близкую тему: «Знаете, в моем классе процент успеваемости …» и т. д. Когда поставили классическую оперетту, многие говорили: «Не надо сразу и оперетту», а я уверенна, что многие из наших учителей вообще оперетт не видели и считают, что это недостойный вид искусства и педагог стоит выше этого… Педагоги не читают … Мы советуем ученикам читать, а сами читаем только тетради своих учеников.»
С тех пор прошло 60 лет,а слова эти не потеряли своей актуальности. Да, педагоги послевоенного времени были заняты ведением домашнего хозяйства. А чем занят современный педагог? Ведь домашняя техника позволяет освободить женщину для творческого труда. Но тут другая причина – появление компьютера, широкое распространение и как,следствие, трудно преодолимая зависимость от гаджетов.
Педагогика дело не менее серьезное, чем искусство. В разное время учителями в школе работали : основоположник космонавтики К. Э. Циолковский, Нобелевский лауреат по литературе А. И. Солженицын. В среде художников-педагогов широко известны имена В. Серова, К. Юона Н. Крымова, Б. Неменского. Эти известные художники, оставили прекрасные образцы художественного обучения. В любом учебном заведении всегда можно найти молодому педагогу пример для подражания. Опыт наших наставников, учителей бесценен, его надо просто внимательно изучить. Моим первым иглавным наставником был А. В. Платицин: художник-фронтовик, педагог Мичуринской ДХШ им. А. М. Герасимова, замечательный человек, который научил своих учеников всегда быть верным натуре и работать не покладая рук.
Ведь чем лучше мы будем разбираться в методике преподавания своего предмета, будем начитанными и компетентными, тем основательнее будут знания у наших учеников. Если мы с вами плохо научим ребенка ремеслу, то придется переучивать уже не нам. Поэтому ответственность на первый взгляд здесь небольшая. Мы ведь только самое начало образования - его предпрофессиональная ступень, дальше будет сложнее и больше учебная нагрузка. Но и здесь, в первом звене важна каждая мелочь. Недостатки обучения в школе, суть проблем в старшем возрасте. Как мучаются, к примеру, студенты политехнических дисциплин, только потому, что у них не было одного урока черчения в неделю. Они окончили институт, работают, а пробелы в среднем звене образования дают о себе знать. Базовое образование должно быть крепким! Сейчас стало трендом : тестировать, грузить лишней информацией, а важное,значимое в профессии начинает теряться, ускользать от нашего внимания. Некоторые конспекты молодых педагогов просто тяжело читать, настолько они перегружены информацией.
Акцент на современном этапе в образовании переносится с обучения на воспитание. Надо воспитать грамотного и трудолюбивого патриота своей Родины. И здесь не последнюю роль в этом процессе играет общение с искусством. Во- первых, мы с вами, как педагоги имеем дело с тонким инструментом - детской душой. Вот почему нам необходимо воспитание собственной души. А искусство призвано не только быть зеркалом окружающего мира, но и в каком -то смысле и спасителем нашей души, ее врачевателем.
Во- вторых, мы с вами не просто педагоги, а художники - педагоги, а следовательно относимся к цеху ремесленников, тех кто делает что- либо своими руками. Я рисовал бы, даже если не был учителем изобразительного искусства, так как с детства этим увлекаюсь и в моих генах заложена тяга к творчеству. Но, будучи педагогом изобразительного искусства, эта потребность в творчестве становится еще более актуальной, так как ее воплощение в жизни дает мне моральное право учить тому, что сам умею.
Наконец, в-третьих, возможность общения с искусством, это другой не бытовой уровень общения, который реально способен при определенных условиях развивать в нас еще и нравственные качества, например, честность и порядочность, доброту и отзывчивость. Кстати красота и доброта - разные категории. Об этом знают уже малые дети. Снежная королева из сказки Г. -Х. Андерсена, безусловно, прекрасна, а по характеру - злая! Леонардо да Винчи писал прекрасных мадонн, но это не мешало ему служить на протяжении 17 лет у кровожадного и тщеславного миланского герцога Лодовико Сфорца (великий художник создавал для своего хозяина разные военные механизмы и пр.).
За всем этим не стоит забывать,что между искусством, как творческим актом, событием в вашей жизни и школой, как общественным институтом, которая призвана выполнять определенные задачи, есть серьезная разница. Ваше творчество может сильно разнится с тем, чему вы в реальности учите детей, следуя программе. Какие возможные пути самим стать грамотным, профессионально компетентным. Они давно известны, но не всегда действенны. Попробуем разобраться почему? Вы пришли на выставку современного искусства и вместо привычных красивых ромашек в вазе, вы увидели нечто, вашему разуму неподвластное. К примеру, вашему вниманию предложена стена из обычных кирпичей, с торчащей из небольшого окошка девичей косой. Все это искусство иллюстрирует известную загадку про морковь. «Сидит девица в темнице, а коса на улице.» Возмущению вашему нет предела, деньги вы отдали, не отдохнули,духовно не обогатились, только расстроились. Ожидания ваши не оправдались. Но мы должны отдавать себе отчет, что художник вовсе не обязан следовать за привычным взглядом на искусство среднестатистического россиянина. Время не стоит на месте, и в искусстве оно рождает новые формы, направления и виды. В принципе так было всегда. Один только пример из истории Третьяковской галереи. На Совете галереи неожиданно встал вопрос о целесообразности покупки картины молодого русского художника В. Серова «Девочка с персиками». Встает с места известный художник В. Маковский и обращается к основателю галереи: «Многоуважаемый, Павел Михайлович, с каких это пор вы начинали прививать русскому искусству сифилис!» Но кто сейчас об этом разговоре вспоминает, глядя на прекрасную картину молодого В. Серова? Процесс забывается, а результат остается.
Художественная критика помогает нам, зрителю освоится в новом культурном пространстве. Нам надо следить за этим процессом - регулярно посещать выставки современного искусства, читать статьи в журналах и естественно размышлять об этом, общаться с коллегами, а главное разбираться, где хорошее, а где плохое искусство? Для этого надо развивать художественный вкус, любознательность, восприимчивость к настоящему искусству! Для нас педагогов школы искусств, ведущих в том числе и теоретические предметы, такая компетентность вдвойне актуальна. Сейчас появилась возможность участвовать в пленэрах художникам-педагогам, можно рисовать вместе с учениками на пленэре.
Важнейшая качество личности, как и важнейшее качество произведения искусства, его цельность, ясность,определенность намерений. Общественная оценка нашей педагогической работы может быть разной, в любом случае молодой педагог ищет, а опытный делится, что уже нашел, главное первому найти свой путь, а второму не почивать на лаврах, жизнь слишком быстро меняется, надо успевать.
И в заключении. Мы не знаем, какие ждут перемены художественное образование завтра, однако в чем я абсолютно уверен, что если мы будем держаться надежного, проверенного временем, проводника, каким служило для человечества искусство, полагаю, все будет хорошо!
Примечание. Фото некоторых моих живописных работ можно посмотреть в альбоме "Мои картины"