Татьяна Богомолова
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста «Увижу, обследую, расскажу»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка. Младший дошкольник активно действует с предметами, старается узнать, как эти предметы устроены, для чего предназначены, как взаимосвязаны между собой. Ему все интересно, и постепенно в результате познания окружающего мира, у ребенка появляются целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста „Увижу, обследую, расскажу“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Л. С. Выготский в своих исследованиях доказывает, что восприятие является основной психической функцией детей раннего и младшего дошкольного возраста. Всякое восприятие в этом возрасте отличается двумя особенностями.
Аффективный характер - так Выготский определяет первую особенность, отражающую яркость и эмоциональную окрашенность всего воспринимаемого ребенком. Вторая особенность определяется тем, что именно на основе восприятия развиваются остальные психические функции ребенка: внимание, речь, мышление, воображение. В активном восприятии окружающего мира на основе узнавания развивается память как продолжение восприятия.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Необходимо обеспечить ознакомление с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов и звучанием родной речи. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с окружающим миром.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся называть предметы, их признаки, действие, состояние, затем включают в простейшее описание.
Обогащение речевого опыта ребенка наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно - развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств и разнообразную деятельность ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную и творческую деятельность всех детей группы. Грамотная организация речевой развивающей среды в группе создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Речь - одна из важных сторон развития ребенка. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Взрослые должны обеспечить своевременное психическое развитие ребенка, приложить немало усилий, чтобы его речь развивалась правильно и своевременно.
Дети 2-3лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один жест не остаются не замеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, взрослый должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает, и что надеется получить в результате.
Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой многоаспектный процесс, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно - логическое мышление. Взаимосвязь речевого, умственного и познавательного развития свидетельствуют об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой функции интеллекта. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т. е. содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно - следственные, временные) между предметами и явлениями.
Особенно важное место в познавательно – речевом развитии занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов.
Работа по восприятию окружающего находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук.
Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат.
Таким образом, организуя эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящее в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого можно установить основной принцип организации обучения детей этой возрастной группы, и обозначить так: что увижу, что обследую, о том расскажу!