Татьяна Геннадьевна Анашкина
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проблемы речевого развития детей
дошкольного возраста.
Подготовила: учитель-логопед Анашкина Т. Г.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями
и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В
речи детей существуют множество проблем:
• речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение
использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного
образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная
область. Речь является основанием для развития всех остальных видов
детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического и интеллектуального развития.
Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в
дальнейшем к школьной неуспеваемости, т. к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.
Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают
исследования, остаточными проявлениями органического поражения
центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других
высших психических функций зависит от своевременного созревания
определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.
Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное
нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т. е. нарушение
звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью
фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т. д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в
употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде,
числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь
ребенка 6-7 лет зачастую состоит из простых распространенных
предложений, с неправильным употреблением окончаний.
Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические
конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения.
Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен
детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста -
это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого
возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою
значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются
современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной
рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити-шоу.
Альтернативы такому речевому поведению, а, следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против.
Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении
пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой
памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.
Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке».
Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей с точки зрения нарушений развития мы отмечаем сочетанность дефектов. Следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, когда коллегиально работают все педагоги и специалисты: логопед, психолог, невролог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.
Литература.
1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.