Лидия Глазкова
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование – главный этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.
С ребёнком нужно постоянно разговаривать. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребёнка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребёнка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребёнок правильно слышал, говорил и понимал слова.
Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому речь взрослого должна быть грамматически правильной, чёткой и красивой. Это поможет ребёнку в формировании его речи, а в дальнейшем и в успешном обучении в школе.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Создавая благоприятные условия для нормального речевого развития ребёнка в дошкольный период, мы закладываем прочную основу для всего последующего процесса обучения.
С самого рождения с ребёнком нужно постоянно общаться. Самым маленьким необходимо рассказывать о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивать о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему. В беседе с детьми необходимо задавать вопросы так, чтобы отвечая, ребёнок вынужден был бы использовать предложения различной структуры. Если у ребёнка хорошо развита речь, он способен внимательно слушать и четко произносить слова, то он не будет бояться выражать свои мысли и будет с удовольствием общаться со сверстниками и взрослыми.
Все занятия по развитию речи необходимо проводить в игровой форме, ненавязчиво, эмоционально, чтобы ребёнок получал удовольствие.
В развитии речи актуальны артикуляционные гимнастики и упражнения, пальчиковые игры, которые помогают развивать речь ребёнка. Движения пальцев и кисти рук ребенка имеют особое развивающее воздействие в развитии речи. Пальчиковую гимнастику и игры желательно проводить ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребёнка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.
Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.
Для развития речевой активности детей целесообразно использование произведений художественной литературы и русского народного фольклора, которые являются важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Они помогают почувствовать красоту родного языка, развивают образность речи. Малыши проявляют большой интерес к потешкам, загадкам, сказкам, песням, колыбельным, которые легко воспринимаются детьми на слух, легко запоминаются, и в последствии дети переносят их в повседневную игру. Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребёнка.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребёнок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. В процессе общения с детьми, родители не только обогащают их познавательную сферу, но и помогают им упорядочить знания об окружающем мире, создают особые условия для продуктивного роста личности растущего человека.
Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.