Алёна Куликова
Патриотическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Доклад
«Патриотическое воспитание детей раннего возраста».
Начну своё выступление с замечательных слов Сухомлинского «Детство это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Патриотическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Целью по формированию патриотических чувств является. Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих раннему возрасту видов деятельности.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. В раннем детстве дети способны понимать уже многие вещи: усваивать основные знания, приобретать умения и навыки, воспринимать определённые ценности и идеалы. Поэтому основой для работы по патриотическому воспитанию является планомерная и систематическая работа, через использование разнообразных форм работы.
Целесообразно формировать патриотические ценности у детей раннего возраста опираясь на задачи нравственно-патриотического воспитания.
Этими задачами являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
формирование бережного отношения к природе и всему живому
• воспитание уважение к труду
• развитие интереса к русским традициям и промыслам
• формирование элементарных знаний о правах человека
• развитие чувства ответственности
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания
Задачи по формированию патриотических чувств у детей раннего возраста решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, через праздники, прогулки, беседы, во время режимных моментов, в процессе индивидуальной коррекционной работы, и конечно через совместную деятельность.
Я расскажу о некоторых формах и методах работы, которые на мой взгляд более доступны и интересных детям данного возраста.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без познания детьми народной культуры своей Родины, родного края. Чтобы донести до сознания маленького ребенка, что он является носителем русской культуры, воспитать детей в национальных традициях, необходимо обращаться к истокам русской народной культуры. Обязательным условием для приобщение детей к народной культуре является доступная и понятная форма работы, она должна быть адаптирована для детского восприятия. Поэтому большое значение для приобщения детей к народной культуре, является организация предметно -развивающей среды. Окружающие ребенка предметы, и игрушки должны быть яркими, эстетичными и обязательно должны быть национальными. Хорошим помощником для приобщения маленьких детей к народной культуре являются наглядные пособия: открытки, иллюстрации, сюжетные, предметные картинки с изображением народного промысла, а так же готовые изделия, предметы изготовленные народными мастерами. Это может быть вышивка, кружева, посуда из дерева, из глины, изделия из бересты, и конечно народные игрушки - матрёшка, богородские и дымковские игрушки, рукотворные обрядовые куклы из соломы из ткани, куклы в национальных костюмах. Особенно привлекают малышей сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые хорошо использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания сказок. Русское народное творчество тесно связано с русским народным костюмом. Поэтому для приобщения детей к народной культуре, необходимо знакомим детей с элементами русского народного костюма: кушаком, сарафаном, рубахой, головными уборами. Тем самым мы расширяем представление детей о русской народной одежде. Дети с удовольствием рассматривают вещи украшенные узорами, глиняные и фарфоровые игрушки.
Благодаря знакомству детей с устным народным творчеством, через русский
фольклор (Колыбельные песенки, потешки, прибаутки, заклички. сказки, ребенку предоставляется возможность прикоснуться к историческому
прошлому русского народа, его культуре, обрядам, традициям. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют нравственному воспитанию, развитию личности в духе патриотизма. Например: Через потешки «Пошёл котик на торжок», «Сорока-сорока» мы воспитываем трудолюбие, желание помогать ближнему, способствуем развитию у детей желания делиться друг с другом. В развитии нравственно- патриотических качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками. Например такие сказки как «Колобок», «Курочка Ряба» отображают условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире. Рассказывая сказки «Теремок, «Волк и семеро козлят» мы в доступной форме учим детей сопереживать близким, с благодарностью принимать помощь, воспитываем у детей первые навыки послушания, развиваем дружеские отношения. Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки, картинки.
Самым увлекательным направлением устного народного творчества. является театрализованная деятельность. Обыгрывая роль сказочного героя ребенку предоставляется возможность на себе прочувствовать образ жизни и быт народа, подробнее узнать об обычаях, приметах народа, малыш может не просто рассмотреть и примерить народный костюм, но и действовать в нем. Большую роль в играх-драматизациях имеет музыкальное сопровождение. Народные музыкальные произведения отличаются своей простотой, образностью, мелодичностью, поэтому дети легко их усваивают, запоминают. Театрализованная деятельность на основе русских народных музыкальных произведений, даёт возможность познакомить детей с богатством и разнообразием русских мелодий, разнообразием русских народных музыкальных инструментов.
В раннем возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Игры дают
возможность сделать процесс воспитания интересным, радостным. С помощью дидактических игр «Путешествие по городу», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Природа нашего края», «Флаг России» и т. д., мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, углубляем знания о Родине, о людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Через элементы сюжетно ролевых игр «В гостях у куклы Кати», «Чаепитие», «Кукла Катя идет гулять» и др. игры мы развиваем у малышей первое чувство дома, знакомим с культурой, обычаями русского народа, развиваем нравственные и патриотические чувства.
Неотъемлемой частью нравственно - патриотического воспитания детей
являются Народные подвижные игры. В народных играх много юмора, шуток,
соревновательного задора. Играя в народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Угадай чей голосок» и т. д дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания в народных подвижных играх отображается быт народа. Очень нравятся детям раннего возраста хороводные игры. Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности, и является национальным богатством. Участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно
связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество
участников. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы,
товарищества.
Одной из самых эффективных форм работы с детьми по формированию
патриотических чувств является прогулка. Эта форма работы дает возможность развить чувство патриотизма через любовь к природе. При ознакомлении с природой родного края, мы делаем акцент на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Основным методам знакомства детей с природой являются организованные наблюдения. Через наблюдения дети получают представления о жизни растений и животных, о смене времен года, о воздействии человека на природу. Наблюдая за погодой дети имеют возможность проверить правильность народных примет и оценить глубину народной мудрости. Чтобы наблюдение было ярким, запоминающимся используется художественное слово, музыкальное сопровождение.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности по
ознакомлению детей с малой Родиной и привитию любви к родному краю являются целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся для ознакомления детей с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В процессе таких прогулок, ребенок получает первые представления о своей «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. Такие прогулки знакомят детей с родным городом его улицами, домами, социальными объектами (магазинами, аптеками). Большое
значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. они дают возможность
познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе.
Одним из увлекательных средств приобщения детей к народной культуры
является изобразительная творческая деятельность. С помощью изобразительной деятельности детей можно познакомить с народными промыслами России, национальными узорами. В процессе изобразительного творчества ребята ближе знакомятся с игрушками и предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Для того чтобы украсить узорами сарафан матрёшки, платочек, сделать красивую салфеточку не обязательно использовать кисти и карандаши у детей есть пальчики и ладошки, которые помогут им создать композицию. Для создания узора ребенку не требуется владения техниками рисования - украшать изображения предметов можно простыми элементами (полосы, мазки, круги, точки). Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.
Одной из активных видов деятельности по привитию патриотических чувств является организация и проведение праздников. Это спортивные и музыкальные развлечения, игры – забавы, праздничные мероприятия. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями, наряжаются в костюмы, одевают веночки на голову, водят хороводы. Принимают активное участие в изготовлении атрибутов и украшении к праздникам. Приобщение детей к русской праздничной культуре мы подкрепляем рассказами, беседами о традициях, обрядах русского народа. Внутри учреждения организуем выставки посвященные народным праздникам, на выставках представляются рисунки, поделки изготовленные детьми совместно со взрослыми. Малыши воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства мы стараемся воспитать у детей с самого раннего возраста. Поэтому особое внимание мы уделяем празднику Великой победа 9-го мая. Для знакомства детей с праздником Великой Победой мы используем адаптированный для детского восприятия материал, он простой и понятный детям. Проводим беседы о подвигах русских солдата, рассматриваем иллюстрации с изображение военной техники, символикой победы такие как «салют победы», «красное знамя победы», георгиевская лента и т. д.. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для ветеранов, слушают песни военных лет, запоминают их и подпевают. Можно совершать прогулки с детьми по памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной, обязательно нужно показывать детям вечный огонь. Всё это закладывает первые основы патриотизма.
Таким образом, формирование патриотических чувств у детей происходит в разных видах деятельности, и особая роль при этом отводится взрослым, так как они служат примером, образцом поведения для ребёнка. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.