Ирина Исаева
Пальчиковые гимнастики для детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как элемент ЗОЖ
Доклад
Пальчиковые гимнастики для детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как элемент здорового образа жизни
Аннотация. В докладе раскрываются современные подходы к развитию мелкой моторики кистей рук у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Данный материал будет интересен и полезен педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Пальчиковые гимнастики для детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как элемент ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: координированность движений кистей и пальцев, несовершенство развития мелкой моторики, пальчиковые игры, разнообразные сенсорные впечатления, моторика кистей рук, словарный запас.
Наша жизнь требует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В своей работе с детьми дошкольного возраста мы используем здоровьесберегающие технологии с целью достижения новых образовательных результатов. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, а также словарный запас.
Пальчиковые гимнастики с простыми движениями, стихотворным сопровождением нравятся всем детям. Разнообразие заданий, их игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни.
Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые гимнастики развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается уровень мышления ребенка, вырабатывается уверенность в себе, адекватная самооценка. Совместные пальчиковые игры с педагогом и сверстниками формируют добрые взаимоотношения. В ходе пальчиковой гимнастики, повторяя движения педагога, активизируется моторика рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться.
Пальчиковые гимнастики – это небольшие рифмованные истории, рассказанные при помощи пальцев. Эти пальчиковые гры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных.
Таким образом, при разучивании пальчиковых гимнастик и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Комплекс веселых и полезных пальчиковых гимнастик является хорошим подспорьем для воспитателей, специалистов дошкольных учреждений, а также для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.
Используя пальчиковые гимнастики, необходимо придерживаться принципа обучения - от простого к сложному.
При выполнении игры с пальчиками, рекомендуется включить не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать большого внимания. Если ребенок возбужден, то можно включить релаксирующие мелодии – это снимет психическое напряжение, успокоит.
Пальчиковые гимнастики проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Выполняя упражнение вместе с ребенком, демонстрируйте ему собственную увлечённость.
Сначала нужно подбирать такие гимнастики, в которых предусмотрено взаимодействие «рука в руке». Именно на этом этапе больше всего требуется помощь. Нужно помочь правильно сложить руку, показать сначала движения на своих пальцах, а затем придать такое же положение кисти обучающегося.
Новое упражнение нужно выполнять в медленном темпе. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Сначала дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию с помощью педагога и самостоятельно. Как результат, происходит не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.
Пальчиковые гимнастики являются подготовкой к практической деятельности. Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в режимных моментах, в утренний и вечерний отрезок времени, а также во время прогулки. При подборе пальчиковой гимнастики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.
О пальчиковой гимнпстике можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи.
Пальчиковая гимнастика хорошая помощница для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности.
Список литературы:
1. Агранович 3. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» - СПб. «Детство-Пресс», 2005
2. Бодраченко И. В. «Игровые досуги для детей» Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ». Творческий центр «Сфера», М. 2011
3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей». - СПб. Издательский Дом «Литера», 2003
4. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики». СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010
5. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов» М. : ООО «Издательство АСТ», 2001
6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками»
- М. : Издательство АСТ», 2004