Аслямова Люция
Организация сотрудничества детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как дети проводят очень много времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет так же значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Публикация «Организация сотрудничества детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Наше дошкольное учреждение это открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. В процессе взаимодействия с родителями мы не только своевременно информируем их о работе педагогов, но и оказываем помощь в воспитании ребенка, даем возможность им самим окунуться в атмосферу педагогического процесса. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы разработали разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. - Пять уровней участия родителей: 1. оказание разовой помощи; 2. способности родителей время от времени используются при проведении занятий; 3. родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; 4. родители помогают определять основные направления работы в группе; 5. родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Педагоги нашего детского сада всегда готовы оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени одни или другие члены семьи ребенка предпочитают принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяют родителям, чувствовать себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, мы даем возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
2 слайд
В организации работы с родителями мы используем 5 ступеней, способствующие наиболее продуктивному взаимодействию коллектива детского сада и родителей воспитанников.
1 ступень - установление контактов. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. На этой ступени посредством анкетирования родителей выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье, оцениваются их воспитательные способности, а также проводятся с ними беседы.
Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника - самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную.
2 ступень - совместное обсуждение качеств и умений детей, нуждающихся в дополнительном развитии, а также обсуждение проблем воспитания, выбор оптимального метода и приема воспитания.
3 ступень – упрочнение сотрудничества, установление совместных требований. Результатом данного этапа должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. На этой ступени рекомендуем знакомить родителей с наиболее доступными и эффективными способами решения проблем.
слайд 3 Для этого мы размещаем соответствующую информацию в родительском уголке (оформляется в каждой группе детского сада, проводя индивидуальные консультации).
4 ступень - реализация индивидуального подхода. Мы советуемся с родителями относительно вызывающих сомнения моментов в развитии ребенка, совместно с ними анализируем педагогическую ситуацию.
5 ступень - внедряем новые формы работы с семьей.
4 слайд
Взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества. Формы сотрудничества с родителями :
Анкетирование Консультации в родительских уголках Индивидуальная работа Родительские собрания
Совместная деятельность детей и родителей:
- участие родителей в выставках, выпуск газет, конкурсов-рисунков - изготовление макетов с родителями - создание альбомов, организация мини-библиотеки, мини-музея, - совместные проекты Поисковая деятельность: подбор познавательных статей,фотографий; экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей) Беседы Круглый стол.
Совместные занятия родителей и детей:
- Тренинги, викторины - Семинары-практикумы, мастер-класс - Музыкальная гостиная
Совместные детско-родительские встречи в различных формах: - Конкурсы, выставки, спортивные соревнования - Вечер народных игр и забав -Посиделки, досуги
Формы взаимодействия, которые используем с родителями в нашем детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Используем основные принципы организации работы с семьей :
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечиваем возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
Создаем активную развивающую среду, обеспечиваем единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Поэтому, эффективность воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.
слайд 5
Индивидуальная работа с родителями.
В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию.
слайд 6
Трудовой десант
Благоустройство территории детского сада проходит под девизом «Счастье в труде!» Родители собираются вместе с коллективом детского сада в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, убирают листья, папы устанавливали оборудования. В этот день детский сад напоминает "улей с пчелами"! В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей детей разных групп, консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории.
слайд 7
Семейные традиции
Семейные традиции играют особую и важную роль в сплочении семьи, образовании вокруг нее пространства любви, придании семейной паре и их детям чувство стабильности, уверенности и защищенности. Благодаря семейным традициям все домочадцы обладают физическим, психологическим, духовным здоровьем.
Давайте рассмотрим интересные примеры семейных традиций наших воспитанников. Семья Бекмуродовых постоянно принимает активное участие в мероприятиях нашего детского сада, делятся традициями своей семьи. Именно в семье они закладывают любовь и уважение к старшим, учат ценить и уважать жителей, своих соседей, любить свой край.
слайд 8 Родители – гости и участники традиционных праздников
Хорошей, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение развлечения, Музыкальная гостинная- посвященного Дню матери, ко Дню пожилого человека
слайд 9
конкурса «Что? Где? Когда?», «Капустные посиделки», конкурсу чтецов, Когда маленький человечек, глядя маме в глаза, дарит ей стихотворение, мы видим в глазах мам слезы радости и счастья.
слайд 10
- Или 23 февраля, где папы становятся участниками праздника, что вы и видите на слайде, теперь тоже стало доброй традицией сада. Это надо было только видеть, сколько восхищения, радости, гордости у этих мальчишек от того, что папа рядом!
слайд 11
- Ни для кого, ни секрет, что праздник 8 марта, способствует воспитанию у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. Наряду с этим, мы стараемся довести до понимания мальчиков, что девочки – это нежные, слабые создания, и это будущие мамы.
слайд 12
Традиционно в нашем детском саду проходят выставки, конкурсы по каждому из времен года - «Дары осени», каждый год участвуем совместно с родителями в поселковом фестивале-конкурсе садоводов, овощеводов любителей
Слайд 13
Родители вместе с детьми каждый раз являются активными участниками «Мастерской Деда Мороза», «Новогодняя игрушка из бросового материала» -лучшие работы отправляются на различные конкурсы,
Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.
слайд 14
Дети и родители принимают участие в выставке кормушек «Птичье кафе». Родители делятся секретами мастерства с детьми. Они вместе с детьми изготавливают кормушки для птиц из разных материалов.
Слайд 15
Семья – это маленькое государство, где есть свои традиции, семейные ценности.
В каждой семье есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем.
слайд 16
конкурс «Герб своей семьи».
Наша группа приняла участие в конкурсе «Герб своей семьи». Родители и дети вместе дома изготавливали герб своей семьи. Дети принося в группу своей герб рассказывали как они дома его делали, кто участвовал из семьи, кто что рисовал. Вот такие гербы у нас получились.
слайд 17
Родословная моей семьи Хорошей тенденцией стало возвращение к корням и вековым традициям. Так, семья Прицепова Игоря и Скляренко Кирилла участвовали в составлении и рассказа генеалогического древа своего рода. Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.
слайд 18
О впечатлениях празднования дней рождений и семейных праздников поделились воспитанники. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов» : предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
слайд 19
Традиции: вместе вечером читать книги; играть в шашки.
слайд 20
Участвовать в приготовлении еды для своей семьей, раз в неделю делать праздничный ужин. Лепить булочки с разнообразной начинкой, пельмени, голубцы- всей семьей. За душевными разговорами время пролетает быстро и незаметно, а выпечка и пельмени получаются вкусными и необычными
слайд 21
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», может служить прогулка в парк, в лес, на речку, в город всей семьей в любое время года -дает незабываемое чувство восторга от общих впечатлений и обладают мощной энергетикой сближения всего семейства в одно неповторимое целое. На природе наши чувства и эмоции приобретают свободу, любовь к родному краю, способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому.
слайд 22
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших ветеранов во время Великой Отечественной войны на формирования нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Сюрпризом для дошколят стало появление на празднике нашего слесаря Лылова Сергея Владимировича, который участвует в специальной военной операции,а в это время находился в отпуске.
Воспитанники подготовительной группы приняли участие в ежегодном поселковом конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной!». Cамостоятельно, вместе с родителями выбирали и учили стихи посвященные Великой Победе!
слайд 23
Родители каждый год помогают в конкурсе - оформлении Окон победы!. И предлагаем экскурсии совместно с семьей по памятным местам и составлении «Альбома славы» в группе с вклеенными фотографиями с экскурсии и записанными впечатлениями ребят об увиденном и услышанном.
слайд 24
В преддверии праздника — Дня Защитника Отечества провели мастер-класс с воспитанниками и с родителями, где присоединились к акции «Тебе солдат, мы говорим спасибо!» Ребята смастерили открытки к празднику 23 февраля, а мамы помогли написать письма нашим доблестным бойцам! Получить такое письмо от ребенка для военнослужащих большая радость, оно служит не только поддержкой, но и вдохновляет на новые подвиги во имя защиты своей Родины. Это доставит радостные минуты воинам, а ребята лишний раз вспомнят, что есть такая профессия — Родину защищать. Акция «Открытка солдату» стала одной из самых массовых в России и действительно объединяющей и все воспитанники нашего детского сада приготовили подарки. Ребята, родители и сотрудники детского сада с огромным вдохновением принимают участия в акциях «Посылка солдату!»
слайд 25
В рамках нравственного воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, бабушек, дедушек, и со значимостью добросовестного отношения к любому делу. Но надо просто видеть, какое чувство гордости охватывает ребят за своих родителей во время этих встреч и бесед, ведь они узнают своих родителей совсем с другой стороны. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, стремление принести пользу людям, тем самым вызывая у детей чувство уважительного отношения к человеку труда, сопереживания, желания трудиться.
слайд 26
Под девизом команда подготовительной группы «Пешеход» совместно с мамой воспитанника Шихова Вовы участвовали в районном конкурсе агитбригад «В гостях у Гаички» и стали победителями.
слайд 27
Родители нашего детского сада активно откликнулись на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса Эко-костюмов, (с использованием вторичного сырья) и приготовили костюмы, где один из них занял 1 место.
слайд 28
На районный конкурс «В гостях у сказки» родители помогли приобрести костюмы,а папы подготовительной группы помогли сделать ширмы для декораций.
слайд 29
Мы стараемся привлекать родителей и к жизни группы : Помощь родителей в организации чаепития.
Русский народный праздник «Яблочный спас», «Масленица»,«Наурыз»
слайд 30
Родители помогают в организации выставок и мини-музеев
слайд 31
Помогли создать фотоальбомы:
«Моя семья», «Мой родной поселок», «Как красива наша Родина!»; «Защитники Отечества», «Профессии моих родителей» и др.
Таким образом, сотрудничество ДОУ с семьей необходимо, в каком-либо общем деле, совместных действиях, в различной деятельности. Именно сотрудничество, а не «работа с родителями» благоприятно влияет на развитие и воспитание детей.