Анна Жигалова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада
▼ Скачать
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада
Одним из важнейших условий развития детей в детском саду является предметно-развивающая среда, организации которой необходимо уделить особое внимание. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать самостоятельностью и инициативностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, быть уверенным в себе, использовать свои способности, проявлять воображение. Соответственно предметно-пространственная среда должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития, стимулировать коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада» размещена в разделах
При организации развивающей предметно пространственной среды я опиралась на нормативно правовые документы, учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО, обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность.
С целью успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (например, в процессе игры с конструкторами). Создавая подобные условия, я стала замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания, ведь интересы ребенка быстро меняются.
Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, с учетом ФГОС ДО.
Развивающая предметно – пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС.
Предметно – развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).
Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
Центр патриотического воспитания
Центр изобразительной деятельности
Центр театра и музыки
Центр экспериментирования
Центр природы
Центр спорта
Центр настроения
Центр познания
"Говорящая стена"
Центр книги
Анализируя развивающую предметно-пространственную среду в группе, я убедилась, что она соответствует требованиям ФГОС ДО. Среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, развитию познавательной активности.