Ильяна Смирнова
Доклад «Новые возможности использования интерактивных развивающих программ в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
ДОКЛАД
К СЕМИНАРУ «Интерактивные технологии в ДОУ»
«Новые возможности использования интерактивных развивающих программ в образовательном процессе» Подготовила: Муз. руководитель Смирнова И. А.
Март 2016г.
За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счет концентрации внимания на зрительных образах. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Их сознание способно воспринимать достаточно большой объем визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов. Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс на основе зрительного (графика, анимация, текст, слухового (звук, видео, и осязательного (клавиатура, интерактивная доска) восприятия.
Публикация «Доклад „Новые возможности использования интерактивных развивающих программ в образовательном процессе“» размещена в разделах
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, установлены требования к оснащению образовательного пространства дошкольной образовательной организации техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Основные принципы использования ИКТ это развитие у детей мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к ним, простота в создании и применении, направленность на создание целостной картины мира у ребенка.
Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому-то согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.
Итак, использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно - иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ:
• Предоставление на экране информации в образном виде, понятном дошкольникам;
• Движения, звук, мультипликация удерживают внимание ребенка;
• Проблемные задачи, поощрение детей компьютером за правильное решение стимулируют их познавательную активность;
• Возможность индивидуального подхода к обучению;
• Деятельность за компьютером, выполнение заданий на интерактивной доске вселяют у ребенка уверенность в себе, в то, что он многое может.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
В связи с требованиями Стандарта педагогу необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
• технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
• методические - умения, необходимые для грамотного обучения дошкольников;
• технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных НОД. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для педагогов, и для детей.
Интерактивная доска - ценный инструмент в образовательном процессе. Это визуальный ресурс, который помогает педагогам излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, позволяя комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Педагоги могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют детям взаимодействовать с новым материалом. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.
Новые возможности использования интерактивных развивающих программ в образовательном процессе.
Для педагогов ДОО, издательство «Экзамен - Медиа» выпустило интерактивные развивающие программы для индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками. Серия называется «Наглядное дошкольное образование». В комплект программ входят следующие развивающие пособия : «ЛОГО ИГРЫ», «ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНКИ», «ИГРЫ СО СЛОВАМИ», «ЛОГОРИТМИКА», «СМОТРИ И ГОВОРИ», «ШАГ ЗА ШАГОМ», РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ», «ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ГЕНИЯ».
Интерактивные развивающие пособия предназначены для организации разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым ФГОС ДО и способствуют развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, абстрактно-логического и пространственного мышления, стимулируют физическое развитие.
Комплекты интерактивных развивающих программ нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• познавательно и речевое развитие (программы «Говорящие Картинки», «Игры со Словами», «Шаг за Шагом», «Развивающие игры», «Смотри и Говори», «Лого Игры»);
• физическое развитие (программы «Лого Ритмика», «Развивающие игры»);
• социально-коммуникативное развитие (программы «Игры со Словами», «Шаг за Шагом»).
Программы «Шаг за Шагом» и «Развивающие игры» позволяют организовать мониторинг достижений детей дошкольного возраста с учётом их индивидуальных особенностей на основе чётко разработанных критериев по всем важнейшим сферам развития дошкольников.
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации в образовательном процессе имеет положительный эффект. Есть деятельность, в которой достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов нецелесообразно.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»