Галина Бычкова
Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является возрождение традиций национальной культуры, это связано с тенденциями гуманизации нашего многонационального общества. В соответствии с ФГОС ДОО образовательная программа включает изучение регионального компонента. Через изучение регионального компонента дети получают больше возможностей ощутить, прочувствовать красоту родного края, особенности национальной культуры и традиций, что помогает в формировании гражданских чувств и воспитании юных граждан России.
Публикация «Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Праздники в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
Дошкольный возраст – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Гармоническое развитие ребенка основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Каждый народ имеет свою национальную культуру, однако долгие годы народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему, как к национальному достоянию. Сегодня идет активный поиск новых, более современных методов массового воспитания, формирование культурных потребностей ребенка и его эмоциональной отзывчивости.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.
Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культуры, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность.
Народные праздники помогают детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждают интерес к творчеству, обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют знания, развивают речь, художественный вкус, активизируют их.
Основная направленность праздников – формирование детско – взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации народных праздников в сознании ребенка появляется различие: представление о государстве и народе, понимание его собственной жизни, жизни семьи, группы.
По своей природе народные праздники очень педагогичны, они включают в единое праздничное действие весь коллектив (детей и взрослых, создают возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.
Благодаря народным праздникам мы воспитываем у детей любовь к Родине, приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям. Учим детей понимать эмоциональное состояние людей участвующих в празднике и свое собственное; привлекаем детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; закладываем основы нравственности, воспитываем моральные ценности.
Народные праздники помогают развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);развивать групповую сплоченность, сплоченность со взрослыми, самооценку детей; воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким, к своему народу.
Существует очень много прекрасных русских праздников. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлял контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
Праздник является проявлением всех форм и видов культуры определенного коллектива, начиная от принятых форм поведения, заканчивая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен.
Таким образом, система педагогического воздействия: подготовка к празднику, проведение, понимание (обсуждение после праздника) – положительно влияет на воспитание нравственного поведения дошкольников.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
В своей работе мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию наших воспитанников. Считаем, что народные праздники – одно из средств воспитания маленьких патриотов. Они являются истоком русского характера и исторических корней. Мы обращаемся к народным истокам, обрядам и традиционным обычаям. Возрождение русских народных традиций, долгие годы находящихся в забвении -одно из направлений нашей работы. В организованную образовательную деятельность мы включаем народные праздники, где дети с удовольствием поют песни, водят хороводы играют в русские народные игры. Народные праздники являются кладезем для воспитания всех этих качеств, и мы будем продолжать работу в этом направлении и на примере народных праздников воспитывать все эти качества в детях
.
В заключение хочется сказать,что приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям мы придаем большое значение народной составляющей этих праздников, мы пытаемся привить им интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.