Карабекова Инга Алаудиновна
Консультация «Знакомство детей с трудом взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня многие педагоги отмечают, что традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. К сожалению, десятилетиями ознакомление с профессиями было достаточно примитивным и однообразным, круг обозначенных в образовательных программах профессий узок. Актуальность темы обоснована ФГОС ДО, диктующих необходимость новых подходов к организации работы дошкольного учреждения с родителями, создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Публикация «Консультация „Знакомство детей с трудом взрослых“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Таким образом, назрела необходимость в совершенствовании деятельности воспитателя по ознакомлению с трудом взрослых, что мы и попытались отразить в своей работе.
Источником изменений является подход к организации образовательной деятельности по решению задач трудового воспитания через сотрудничество с родителями.
В основу опыта легла идея сотрудничества детского сада с семьей по формированию первичных представлений о труде взрослых.
Большое значение сотрудничеству с родителями уделял выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Объединение усилий педагогов и родителей создает благоприятные условия для развития детей.
Сотрудничество с семьей может предоставить разнообразные возможности и ресурсы на пути формирования первичных представлений о труде взрослых. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.
Новизна опыта заключается в том, что знакомство с профессиями происходит в процессе экскурсий, которые планируются и обсуждаются совместно с родителями.
Цель нашей работы: формирование представлений о труде взрослых
через установление сотрудничества с родителями
Задачи:
1. Расширять знания детей о труде людей различных профессий;
2. Поддерживать и развивать познавательный интерес к деятельности взрослых;
3. Воспитывать уважительное отношение к людям труда;
4. Вовлекать родителей в образовательную деятельность детского сада по вопросам трудового воспитания дошкольников.
Цели и задачи нашей работы могут быть реализованы при соблюдении следующих принципов в организации педагогического процесса:
1. Формирования познавательных интересов в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Для детей дошкольного возраста естественен интерес к труду взрослых. Развитие познавательных интересов связано с необычностью ситуации, несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
2. Возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту, особенностям развития).
Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)
1. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
2. Совместное обсуждение и определение содержания работы по знакомству дошкольников с профессиями.
3. Создание условий для обогащения впечатлений ребенка о профессиях (помощь в организации совместных экскурсий на предприятия города, организация фотовыставок, выпуск детского журнала, презентации)
4. Совместные с детьми мероприятия (экскурсии, досуги, развлечения).
Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)
• У детей сформировываются знания о профессиях;
• Дети становятся более любознательными и активными, что говорит о развитии познавательных интересов к профессиям взрослых;
• Проявление гордости за своих родителей;
• Развитие партнерских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;
Выбор профессий, с которыми знакомим детей, определяется с учетом возраста, профессий родителей, социального окружения. Так, детей средней группы знакомим с профессиями, которые дети могут наблюдать непосредственно: труд повара, медсестры, младшего воспитателя, прачки. С детьми старшего дошкольного возраста организуем целевые экскурсии за пределы детского сада. Выбираем для экскурсии учреждения, которые находятся в непосредственной близости от детского сада. С детьми подготовительной к школе группы проводим экскурсии на предприятия города, которые значительно удалены от детского сада.
Организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, родителями, но и активностью и потребностью ребенка. Ребенок не только объект, но и субъект педагогического процесса. Поэтому готовясь к экскурсии нужно с детьми обсудить, что бы они хотели увидеть, с кем поговорить, о чем спросить работающих на предприятии взрослых, а после экскурсии дать детям возможность выразить свои чувства и мысли через организацию различных видов деятельности: дети могут составить рассказ, отобразить впечатления в рисунке, игре.
У детей и родителей появляются темы для обсуждения, общие интересы, что позволяет лучше узнать друг друга, а это сплачивает семью и делает ее более крепкой и дружной. Родители, участвуя в образовательном процессе ДОУ, могут лучше понять своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовыми всегда оказать ему поддержку. Из пассивных наблюдателей за работой педагогов ДОУ родители становятся активными участниками образовательной деятельности.
Необходимо направить деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. В начале учебного года на родительском собрании информируем родителей о том, что нового и интересного может узнать ребенок о той или иной профессии, на какие предприятия города мы могли бы сходить на экскурсию, с какими профессиями познакомить, обсуждаем, кто из родителей может оказать помощь в организации мероприятия. В ходе бесед с родителями советуем, что можно сделать, чтобы закрепить знания детей.
Большинство родителей охотно включаются в домашние задания и сотрудничают с нами. Практическое участие родителей в образовательном процессе ДОУ повышает самооценку ребенка и их авторитет в глазах сверстников, что также является положительным.
Планируем 1 экскурсию в месяц. Если проводить их чаще, то они могут утратить свою привлекательность, снизить у детей интерес к ним.
Мы всегда поощряем родителей за участие в организации экскурсии: объявляем благодарность в устной форме или вручаем Благодарственные письма.
При организации самостоятельной деятельности заботимся о создании условий в группе для закрепления знаний о труде взрослых : дети рассматривают альбомы с фотографиями родителей на рабочем месте, рассматривают иллюстрации, организуют тематические настольно-печатные игры, играют в сюжетно-ролевые игры. Большую помощь созданию условий в группе оказывают родители. Это их руками создавались альбомы, подбирались иллюстрации, тематические дидактические игры.
Таким образом, в организации образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых использовались различные методы обучения: наглядные, словесные, практические и игровые.
Важный показатель эффективности проводимой работы – игры детей. Наблюдая за детьми, отметили, что они стали организовывать сюжетно-ролевые игры на темы труда взрослых, а это в свою очередь является показателем личностного развития дошкольников.
На заключительном этапе работы по теме провели анкетирование родителей, которое показало, что все 100% родителей считают сотрудничество с педагогами важным и отмечают положительные результаты в ознакомлении детей с трудом взрослых. Выросла активность участия родителей в жизни ДОУ. Посещаемость родительских собраний, мероприятий составила 100%.
Уровень развития познавательных интересов детей вырос с 85% в средней группе до 100% в подготовительной к школе группе. Знания о труде взрослых выросли с 85% до 95%.
Таким образом, сотрудничество с родителями способствовало обогащению знаний детей о профессиях и их развитию, а педагогам открыло много новых вариантов включения родителей в образовательный процесс детского сада.