Маргарита Позднякова
Опыт работы «Воспитание культуры поведения, взаимопомощи, трудолюбия через творческое развитие учащихся школы-интерната»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения, взаимопомощи, трудолюбия через творческое развитие учащихся»
«Нельзя растить полноценного человека
без воспитания в нём чувства прекрасного»
Р. Тагор
Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.
Публикация «Опыт работы „Воспитание культуры поведения, взаимопомощи, трудолюбия через творческое развитие учащихся школы-интерната“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Таким образом, на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентно способную личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Что же такое творчество? По мнению учё ных и психологов:
Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают и гибнут в бездействии»
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность, развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
В течение многих лет я использую коллективный метод развития творческих способностей у учащихся. И на мой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.
Дети в нашем классе явл-ся свидетелями доброжелательного отношения воспитателя к учителям, к ним самим, к родителям. Педагог заботится, чтобы уч-ся не оставались равнодушными к неудаче одноклассников, учит их сочувствовать друг к другу, выражать готовность помочь. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя.
Проводилась работа по следующим направлениям:
Участие в общешкольных и классных мероприятиях
Хоровое пение
Конкурсы детских рисунков, рассказов, поделок.
Конкурс «Минута Славы»
Изготовление костюмов к праздникам
Выпуск праздничных стенгазет
Хочу всё знать! (Кл. час)
Моя любимая игрушка, игра
Просто я работаю волшебником
Закончи рассказ
Школа мечты
Украшаем нашу ёлку
Вырезаем снежинки
Посещение школьных кружков : хореография, вокал, изостудия…
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творческая игра учит детей обдумывать как осуществить тот или иной замысел. В них развиваются такие ценные качества детей как активность, самостоятельность. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Это всё нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Систематическая воспитательская работа приводит к положительным результатам. Но любые игры только тогда дают результат, когда дети играют с удовольствием, интересом и увлечением.
Например: игра-ассоциация
Ассоциативность мышления можно развивать, что называется «на ходу» Гуляя, и наблюдая за облаками можно вместе подумать на что они похожи, так же глядя на кору сосны можно увидеть какую-либо забавную фигурку. Игра «Волшебные кляксы» (на середине листа)
В нач. школе в игровой форме проводились кл. часы: «Культурный человек», «Встречаем гостей», (дети предлагают стул, пришедшему в класс гостю, выполняют поручения с удовольствием) «Правила этики», «Культурная среда», «Не хочу быть неряхой», «В мире вежливых слов», и др. На кл. час. знакомила детей с правилами этикета; старалась формировать у детей навыки культурного поведения в повседневной жизни; учила видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек; учила относиться к окружающим с заботой и терпением; воспитывала любовь и уважение к близким и окружающим.
Главное – детям давалось возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать на вопросы при обсуждении различных этических ситуаций. А. С Макаренко говорил, что: «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение» Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и… авторитета.
Чтобы поддерживать ребёнка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребёнка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребёнок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребёнка; не думать о нём плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять её развитие, памятуя о том, что ребёнок находится в состоянии самопознания, самоутверждения. (Технология поддержки ребёнка)
Мною применялся принцип работы - от простого к сложному.
Если речь идё т о какой-либо роли: значит обсуждается характер героя, его повадки, костюм, оказывается помощь при заучивании текста. Иногда прошу детей о взаимопроверке – т. е. они проверяют слова роли друг у друга. Чтобы роль была удачно сыграна нужно немало потрудиться над ней. Я всегда настраиваю детей на позитив и говорю: «Надо сделать так, чтобы зрителю понравилось и у тебя это получится!» И когда уже всё готово, перед выступлением ребята волнуются, воодушевляю их не только я, но и одноклассники.
В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Я считаю, что развить способности – это значит обеспечить ребёнка способом деятельности, создать условия для проявления его способностей. Природа не щедра на таланты, они встречаются редко, но мы с вами, работая с детьми, можем разглядеть их и развить.
Успешное развитие творческих способностей возможно при создании определённых условий.
Такими условиями являются:
1. Раннее физическое развитие.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребёнка.
3. Самостоятельное решение ребёнком задач, требующих максимального напряжения, когда ребёнок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий.
5. Доброжелательная помощь взрослого и сверстников.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
Наши воспитанники определяют творчество так :
• это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда;
• это то, что человек делает своими руками и от всей души;
• это проявление таланта, фантазии;
• это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
• вид деятельности, в результате которой появляется что-то новое;
• это выражение себя, культурное, художественное и актёрское мастерство и т. д.
В большей степени помогают развить творческие способности и родители учащихся. Многие дети посещают муз. школу, студию рисования, спортивные секции. Именно, такое взаимодействие способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.
Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 9-м.
Особое внимание уделяется работе с детьми в школе – интернате :
- в школьной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации детей:
-осуществляется психолого-педагогическая поддержка детей;
- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);
- организуются экскурсии, встречи с интересными людьми для расширения кругозора детей;
Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве воспитателей, учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которых достигли наши ученики.
Прав был В. А. Сухомлинский, когда писал: «То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»
: