Наталья Брылина
Развитие воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.
К. Д. Ушинский
Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества.
Константин Сергеевич Станиславский
Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым и сильным желанием сердца. Если эта сила достаточна, чтобы озарить каждый уголок этого внутреннего мира, то все то, о чем человек помыслит, будет обретать форму в его душе.
Публикация «Развитие воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Парацельс
Третья способность души после ума и воли — творчество.
Василий Андреевич Жуковский
В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла.
Иоганн Вольфганг Гете
“Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться…” Ш. А. Амонашвили
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Воображение является высшей психической функцией, отражающей действительность. Основой воображения является творческая деятельность, в которой творчество (как развитие) есть необходимое условие человеческого существования. Воображение и творчество – не разрушение целостности объекта, а наоборот достраивание в согласии с особенностями объекта и воплощение в конкретные оригинальные продукты деятельности без опоры на образец. Основная задача воображения - представление ожидаемого результата до его осуществления
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации.
Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественно-творческой.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми на занятиях, в совместной деятельности я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохранять и развивать их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.
При этом следует:
- внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;
- обеспечивать условия для их творчества самореализации;
- уважать позицию ребенка в решении художественных задач;
- удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.
Побуждая, детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально переживали ситуацию.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность и она, пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
Процесс воображение особенно интенсивно выражен в детстве, однако постепенно он утрачивает свою яркость и силу. Это происходит за счет того, что в период традиционного обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить какое-либо правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Целенаправленное и систематическое развитие детского воображения не только значительно повышает интеллект, математическую готовность, концентрацию внимания или изобразительные способности ребенка - оно крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных ситуаций. Процесс воображения, который обеспечивает контакт с действительностью и уход от нее, во многом определяет черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения любых задач. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач.
Заканчивая, хочется сказать о том, изобразительная деятельность особо интересна для дошкольников, так как вызывает у них чувство радости, удивления, новизны, восхищения окружающим миром. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества и представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Притча. Сила воображения.
Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змеёныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.
Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но всё оказалось тщетным, и человек, теперь серьёзно больной, чувствовал, что умирает.
Его друг, прослышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней— лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змеёныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправ