светлана демина
Доклад на тему «Реализация программы по Белгороведению в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация программы по Белгороведению в ДОУ»
В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину - место, где они родились и живут.
Публикация «Доклад на тему „Реализация программы по Белгороведению в ДОУ“» размещена в разделах
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Важным для дошкольников является природное краеведение - ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение - один из важнейших путей исследования природы.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Каковы же источники краеведческих сведений?
Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Организацию образовательного процесса в направлении краеведения или белгородоведения целесообразно прописать в образовательной программе в части формируемой участниками образовательных отношений.
К основным задачам краеведческой работы можно отнести следующие:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Согласно образовательной программы ДОУ и региональному компоненту,мы реализуем программу по Белгороведению под редакцией Н. Д. Епанчинцевой. Руководствуясь этой программой мы разработали тематическое планирование для детей средней группы по модулям: «Моя Родина», «Семья», «Мой дом,моя улица», «Мой детский сад,моя группа. Микрорайон детского сада», «Мой родной край – Белогорье. История края», «Времена года», «Природа родного Белогорья», «Будующее нашего края».
Согласно этим модулям был составлен план общеобразовательной деятельности соответствующий тематическим неделям: «День знаний», «Детский сад», «Осень! Огород - круглый год!», «Осень золотая! Перелетные птицы», «Моя страна-Россия! День народного единства!», «Я и моя семья. День матери!», «Зима! Дикие животные. Зимующие птицы», «Мой дом, моё село», «Зимние забавы. Новый год!», «Народная культура и традиции. Русская изба», «Домашние животные. Домашние птицы. Домашние питомцы», «День защитника отечества», «Масленица. Масленич-ная неделя», «Мама солнышко моё», «Весна пришла!», «Природа вокруг нас.
Красная книга!», «Цветущая весна. Перелетные птицы. Пасха!», «День победы!», «Водный мир», «Мир насекомых», «Скоро лето», «Растения цветы,травы (лекарствен-ные)».
Согласно тематическому плану были проведены формы работы и соответствующие мероприятия. (см. таблицу)
Средняя группа
Месяц Содержательный модуль Тематическая неделя Содержание работы Формы работы
Сентябрь «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада» День знаний!
Детский сад
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, к книге.
Формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми. Знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка. Изменение после ремонта. Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель помощник воспитателя, муз. Руководитель, дворник, медсестра, повар, заведующий). Праздник: «День знаний».
Беседа: «Наш любимый детский сад».
ООД: «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Беседа о профессиях. «Все профессии важны, выбирай на вкус».
Экскурсия по территории Детского сада.
Художествено-продуктивная деятельность: «Нарисуем детский сад».
«Времена года» «Осень! Огород - круглый год!» Дать представление об осени.
Установление связей между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы.). Учить описывать раннюю осень, находить отличия между летом и осенью. Продолжать знакомить с названием овощей, с местом их выращивания, с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи; учить отгадывать загадки об овощах; Беседа:
«Осень на Белгородчине».
Беседа: «Овощи и фрукты»
ООД: «Осень за окошком».
Экскурсия: «Наш огород».
Художественно продуктивная деятельность:
«Что растет на грядке».
Трудовая деятельность: «Собираем урожай».
Чтение детям: стихи об осени.
Октябрь «Времена года» «Осень золотая! Перелетные птицы»
Расширять представления детей об времени года осени и ее периодах 1) ранняя осень, 2) золотая, 3) поздняя. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой, изменениями в природе. Формировать представление о перелетных и зимующих птицах.
Учить распознавать 3-4 перелетных, 4-5 зимующих птиц.
Знать, что жизнь птиц зависит от насекомых.
Осенью птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, какие птицы улетают первыми, какие последними. Беседа: «Золотая осень».
ООД: «Что нам осень принесла».
Экскурсия в парк.
ООД: «Птицы нашего края».
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».
Беседа: «Куда улетают птицы?».
П/ игры: «Перелёт птиц».
Видеоэкскурсия: «Осень в лесу нашего села».
Народная игра «Скок, скок-поскок».
«Ноябрь «Мой родной край – Белогорье. История края» Моя страна-Россия! День народного единства!» Формировать доступные пониманию дошкольников представления о государственных праздниках - День народного единства!
Формировать у детей представление о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине. ООД: «Россия – Родина моя».
Беседа: «Край родной – моя Белгородчина».
Дидактическая игра: «Герб города».
Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Флаг России».
Видеоэкскурсия: «Памятники в моём селе».
ООД: «Белгородские глиняные, расписные!»
Выставка фотографий: «Я- и моё село».
Чтение народных песенок и потешек.
«Семья»
«Я и моя семья. День матери!» Дать детям понятие о семье, как о людях, которые живут вместе. Закрепить умение определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи (бабушка, дедушка, сёстры, братья т. д.) Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи (особенно маме, желание высказывать свои чувства близким людям, заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. ООД: «Семья. Описание семьи».
Беседа: «Забота о маме».
Сюжетно-ролевая игра: «Семья».
Праздник: «День матери».
Чтение детям: Е. Благинина «Посидим в тишине».
Беседа: «Профессии в моей семье».
ООД: «Дружная семейка».
Художественно продуктивная деятельность: выставка рисунков
«Мама - солнышко моё».
Декабрь «Природа родного Белогорья» «Зима! Дикие животные. Зимующие птицы».
Расширять представление детей о зиме. Познакомить с особенностями погоды зимой в Белгородской области. Развивать умение детей вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Продолжать формировать знания детей о диких животных (волк, лиса, медведь и т. д. м, о зимующих птицах (снегирь, синица и т. д., их среде обитания.
Рассказывать об охране животных и птиц. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, воробей и т. д.). Беседа: «Зимующие птицы».
Беседа: «"Беседа о жизни животных зимой».
Дидактическая игра: «Животные и птицы Белгородчины».
Художественно-продуктивная деятельность: «Зимний пейзаж».
ООД: «Зимушка-зима». ООД: «Животный мир Белгородчины».
Видеоэкскурсия: «Белгородский зоопарк зимой».
Проект: «Покормите птиц зимой».
«Мой дом, моя улица» «Мой дом, моё село» Продолжать знакомить детей с родным селом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Рассказывать детям о самых красивых местах родного села, его достопримечательностях.
Расширять знания детей об улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить у детей знания о понятии «дом». Закрепить умение называть свой адрес. Беседа: «Мой дом моя семья».
ООД: «Я и моя Родина с. Гостищево».
Конструктивно-модельная деятельность: «Мой дом».
Дидактическая игра: «Дом, в котором я живу».
Художественно-продуктивная деятельность Выставка работ: «Мой дом, моя улица».
Сюжетно ролевая игра: «Дом, семья».
«Времена года» «Зимние забавы
Новый год!» Обобщать знания детей о зимних забавах. Знакомить детей с зимними видами спорта. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Формировать представление детей о безопасном поведении людей зимой. Знакомить детей с праздником Нового года. Беседа: "Как мы празднуем Новый год"
Дидактическая игра: «Времена года».
Праздник. «Новогодний утренник».
Выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза».
Беседа: «Безопасное поведение зимой».
Зимние забавы на прогулке.
Январь «Мой родной край – Белогорье. История края» Народная культура и традиции. Русская изба. Продолжить знакомить с народными традициями,обычаями,на-родными праздниками,куль-турой на Белгородчине.
Знакомить с декоративно –прикладным искусством на основе региональных особенностей.
Расширять представления о народной игрушке (матрёшка и др.).
Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации детской деятельности.
Расширять представления детей о Русской избе, внутреннем убранстве, предметах быта,одежды.
Воспитывать уважение к народным традициям. Беседы: «Изба и её убранство», «Народные традиции и праздники»
ООД: «Белгородские глиняные, расписные!»
Дидактическая игра: «Русская изба и современный дом»
Художественно-продуктивная деятельность: Аппликация «Печка»
Лепка «Из прошлого ложки»
Сюжетно ролевая игра: «Встречаем гостей»
Конструктивно-модельная деятельность «Русская изба»
Экскурсия в этническую комнату ДОУ «Русская изба»
«Природа родного Белогорья» «Домашние животные. Домашние птицы. Домашние питомцы» Формировать представления о домашних животных,их особенностях образа жизни и внешнего вида,зависимости от заботы человека.
Воспитывать любовь и заботу по отношению к домашним животным. Беседа: «Домашние животные,домашние птицы жителей нашего края»
Беседа: «Наши любимые домашние питомцы»
ООД: «Домашние животные»
Дидактическая игра: «Найди по описанию»
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование домашних животных и птиц с помощью трафарета.
Лепка –«Забавный поросёнок» Сюжетно ролевая игра: «Ферма»
Фотовыставка: «Наши любимые питомцы»
Февраль «Моя Родина» «День защитника отечества» Дать доступные пониманию детей представления о государственном празднике «День защитника отечества».
Знакомить детей с «военными» профессиями- (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); Расширять представление детей о видах военной техники и ее названии (танк,самолёт и др).
Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. Беседа : «Богатыри села нашего»
Беседа : «Военные профессии» ООД. «День Защитника Отечества» -,«Наша армия»,
Дидактическая игра. «Военная техника»
Сюжетно ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Мы моряки».
Художественно-продуктивная деятельность: Аппликация: изготовление поделок в подарок папе, дедушке, брату «Военный самолёт»
Выставка детских рисунков «С 23 февраля!» Чтение художественной литературы: Я. Длуголенский «Что могут солдаты».
Праздник «День защитника отечества!»
Видиоэкскурсия «Военная часть г. Белгорода»
«Времена года» «Масленица. Масленич-ная неделя» Познакомить детей с народным праздником «Масленица», с народными обрядами и играми, обычаями праздника на Белгородчине.
Приобщать детей к народной культуре; знакомить с русским народным фольклором.
Воспитывать уважение к традициям предков. ООД: «Масленица пришла — веселье принесла.» Беседы: «Масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы в Белгородской области!». «Масленичная неделя» Дидактическая игра: «Бусы для масленицы» Сюжетно ролевая игра: «Масленица» Художественно продуктивная деятельность: коллективная аппликация на тему : «Прощание с зимой» Праздник «Широкая масленица. Прощание с зимой»
Март «Семья» «Мама солнышко моё» Формировать представление детей о предстоящем празднике женщин, воспитывать чувство любви и уважения к женщине - бабушке, к матери -к самому родному и близкому человеку, что мама - главный человек в жизни, что она добрая, любящая, заботливая, терпеливая.
Учить проявлять заботу о маме, беречь ее, помогать в домашних делах.
Познакомить с женскими профессиями. Привлечь к изготовлению подарок мамам,бабушкам,сотрудни-кам д/с. ООД: «Мамочка-как солнышко»
Беседа: «Мамины помошники», «Профессия моей мамы»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Художественно продуктивная деятельность: Выставка поделок «Подарок маме».
Выставка фотографий «Я и моя мама»
Дидактическая игра «Назови маму ласково».
Праздник: «Женский день- 8 марта!»
«Времена года» «Весна пришла!»
Расширять представления детей о весне в нашем крае. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
Расширять представления о правилах безопасного поведения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа «Весна на Белгородчине»
ООД «Весна пришла»
Дидактическая игра: «Весенняя поляна»
Экскурсия в парк
Художественно продуктивная деятельность:
Рисование «Природа весной»
Сюжетно ролевая игра: «Весенний концерт»
Апрель «Природа родного Белогорья» «Природа вокруг нас.
Красная книга!»
(живая неживая, взаимосвязь в природе) Формировать у детей представление о взаимосвязях в природе.
Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой
Познакомить с понятием «Красная книга», с животными и растениями нашего края занесёнными в Красную книгу России. Закладывать в детях основы экологического
воспитания: воспитывать гуманные проявления в поведении и деятельности в природе,бережное отношение.
Формировать потребность детей познавать природу Малой родины. Беседа:«Мой край родной-родное Белогорье»
Беседа: «Красная книга»
ООД: «Путешествие по Яковлевскому району»
Экскурсия в парк
Дидактическая игра «Красота вокруг нас»
Художественно продуктивная деятельность.
рисование на тему : «Весенний пейзаж»
Развитие музыкального восприятия Прослушивание музыки «Голоса птиц», «Звуки природы» и др.
Видео экскурсия по заповедным местам.
«Праздник птиц»
«Времена года» «Цветущая весна. Перелетные птицы. Пасха!» Продолжить формировать представление о характерных признаках весны,о связи между явлениями живой и не живой природы. Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, тюльпан, подснежник и т. д.).
Уточнить и расширить знания детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни,поведении.
Расширять представление детей о Великом празднике «Пасха»,об истории его возникновения,народных и семейных традициях празднования,символах (кулич,пасха,яйца).
Беседа: «На нашей улице весна»
Беседа : «Что такое пасха»
ООД: «Перелётные птицы нашего края»
Дидактические игры «Укрась яйцо к пасхе», «Ох,уж эти пташки»
Художественно продуктивная деятельность :Лепка из солёного теста «Пасхальный кулич»
Сюжетно ролевая игра: «Идем в гости к куклам в Светлый праздник Пасхи».
Чтение детям:Стихи о пасхе
«Праздник Пасхи»
Экскурсия в парк
Май «Мой родной край-Белогорье» «День
победы!». Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы, патриотические чувства.
Рассказать о роли Белгородчины в годы Великой Отечественной Войны.
Воспитывать уважение к ветеранам войны, любовь к Родине, любовь к родному краю.
Беседы: «День Победы!», «История георгиевской ленточки».
ООД: «День Победы. 9 мая» Художественно родуктивная деятельность. Рисование «Салют"
Конструирование из бумаги «Голубь мира»
Встреча с ветеранами ВОВ, проживающими в нашем селе.
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», марш «Прощание славянки», «В землянке», «Журавли», «Дымилась роща.»
Праздник: «С днём победы»
Экскурсия к памятным местам.
«Природа родного Белогорья» «Водный мир», «Мир насекомых» Познакомить детей с обитателями водоёмов нашего края.
Продолжить знакомить с названиями насекомых,их особенностями внешнего вида,образа жизни,пользе и вреде в природе. Учить анализировать,устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями природы,делать обобщения.
Воспитывать бережное отношение к живой природе. Беседа: «Водный мир Белогорья»
Беседа : «Мир насекомых»
ООД: «Насекомые»
Дидактические игры «Чей хвост?», «Кто спрятался?»
Художественно продуктивная деятельность : Лепка- «Рыбка»
Рисование – «Насекомые на полянке» Сюжетно ролевая игра: «Рыбалка».
Экскурсия в парк
«Природа родного Белогорья» «Скоро лето», «Растения-цветы,травы (лекарствен-ные)». Расширять представления детей о природе родного края летом. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Рассказать о растениях и травах растущих на территории нашей области.
Выделить группу лекарственных трав, указав их пользу для людей. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Беседа: «Волшебное лето»
Беседа:«Лекарственные травы Белогорья»
ООД: «Мир растений»
Дидактическая игра «Угадай растение»,
Художественно продуктивная деятельность :
Рисование – «Рисуем лето»
Лепка –«Цветочек аленький»
Сюжетно ролевая игра: «Аптека».
Чтение детям:Стихи про лето
Экскурсия в парк
Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма. Сила воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях дошкольной образовательной организации, дошкольники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.