Екатерина Владимировна Нечаева
Сотрудничество и дети с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект доклада (с презентацией) на тему:
"Сотрудничество и дети с РАС"
Когда я начала работать с детьми с ОВЗ, то первой проблемой для меня было то, что дети :
-отказываются заниматься
-создаётся впечатление, что ребенку всё равно что происходит
-кричат, выбегают, бьют других и себя (нежелательное поведение)
-отказываются выполнять простые инструкции, имитировать действия и взаимодействовать с педагогом
А вы сталкиваетесь с похожими проблемами с детьми с ОВЗ или возможно с обычными детьми?
Публикация «Сотрудничество и дети с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
И именно в АВА-терапии я нашла ответы вопросы, которые касаются взаимодействия детей с ОВЗ. Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по налаживанию сотрудничества.
Для налаживания сотрудничества необходим так называемый в поведенческом анализе «Руководящий контроль»
Что же это такое? Это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству.
Что же для этого руководящего контроля нужно (я выделила 4 основных пункта)
1) Педагог осуществляет контроль над стимулами (у педагога находятся все самые любимые игрушки/предметы/сладости ребенка, которые были отобраны после наблюдения/специального исследования). То есть педагог держит в одном месте все самые крутые игрушки для ребенка и у ребенка нет возможности взять и поиграть в эти игрушки просто так.
Для этого необходима специально оборудованная среда, где все игрушки убраны на верхние полки и ребенок не может до них добраться без педагога.
(слайд с фоткой где педагог держит в коробочке все поощрения для ребенка)
Сразу скажу, что в детском саду я больше всего пользуюсь методом наблюдения и как правило сразу вижу с какой игрушкой ребенок играет дольше всего, какую чаще всего выбирает. Это на самом деле не так сложно выявить.
2) С педагогом должно быть весело
Здесь важно делать то, что интересно ребенку, не давать никаких заданий в этот момент. У нас в саду многим детям нравится, когда их щекочут, играют в догонялки, прыжки на фитнес-мяче, сухой бассейн. Очень важно здесь быть очень эмоциональным, всё озвучивать. Если это прыжки на мяче, то озвучиваем: «Прык-скок»! Если ребенок падает в сухой бассейн эмоционально озвучиваем: «Бах!». Если играем в догонялки, можно говорить: «Догоню-догоню!». Так же ваш голос в этот момент связывается с положительными эмоциями, и в будущем, когда вы будете просить ребенка что-то сделать, он будет охотнее это делать. Самое главное, что ребенок должен понять, что с вами гораздо веселее и лучше чем без вас.
Мне очень понравился пример про бабушку: если бабушка даёт очень много внимания, заботы внукам, то и внуки, когда бабушка просит что-то помочь сделать – обычно всегда соглашаются.
3) Педагогу можно доверять
Не нужно делать так, как некоторые мамы: показывают кулак (как будто там что-то спрятали) и манят кулаком ребенка и потом оказывается, что у них ничего нет, а ребенок подошёл. Если такое один раз пройдет с ребенком с ОВЗ, то во второй раз ребенок к вам уже просто не подойдет. Поэтому здесь очень важно сдерживать свои обещания: если вы пообещали пойти на батут после задания или дать ребенку желаемую игрушку – очень важно её всё-таки дать. Если этого не происходит – ребенок перестаёт вам доверять и вся работа идёт насмарку. Если вы попросили ребенка хлопнуть, а он не хлопает – значит мы даём полную физическую подсказку и хлопаем вместе с ребенком «рука в руке». Иначе ребенок понимает, что можно избегать ваших просьб и за это ему ничего не будет.
4) Выполнять инструкции выгодно!
(слайд. первая фотка: довольный ребенок выполняет инструкции, вторая фотка: ребенок играет)
Первое время необходимо поощрять ребенка за каждое правильное действие (даже с полной физической подсказкой). Здесь мне нравится цитата: «Иди к своей мечте. Не можешь идти – ползи. Не можешь ползти? Ляг и лежи в направлении мечты».
А чем это для меня? Многие из наших детей (особенно когда только поступили к нам) могут только «лежать» в направлении к нашей цели. Но даже такое поведение мы обязательно поощряем и ребенок понимает, что выполнять инструкции, хотя бы не сопротивляться (выполнять рука в руке) – очень выгодно. Здесь может показаться, что всё это бессмысленно, что ребенок вообще не понимает, что происходит, педагог всё делает за него и поощряет это – какой-то бред! Но на бессознательном уровне у ребенка откладывается, что ему выгодно делать то, что просят и далее результат не заставит себя ждать. Даже 2-3 коротких занятия по 15-20 мин и вы увидите эти микро-шаги ребенка.
Пэринг
Кроме руководящего контроля в прикладном анализе поведения есть ещё такое замечательное понятие, как ПЭРИНГ.
Здесь важно играть вместе с ребенком «в паре» в то, что он любит, не командовать, а просто комментировать деятельность «Бух, бах!». Как я рассказывала ранее. В работе в саду пэринг очень помогает при установлении сотрудничества, особенно при адаптации ребенка к условиям сада (чтобы ребенок мог связать детский сад с положительными эмоциями и с наибольшим удовольствием посещал наш детский сад). Так же если я вижу, что ребенок стал плохо заниматься, отвлекается, кричит, я тоже стараюсь уделить ему внимание и индивидуально занимаюсь тем, что ему нравится. Звучит это возможно немного странно, но это всё законы поведения, которые работают и действительно мне очень помогают в работе.
Что я ещё взяла в работу из АВА-терапии
-Ну групповых занятиях я разрешаю некоторым детям сидеть с их любимыми игрушками на утреннем круге первое время. Так они связывают наше занятие с положительными эмоциями и дальше лучше занимаются
-Часто использую табличку «сначала-потом». Мне она ОЧЕНЬ помогает при установлении сотрудничества. Стараюсь «сначала и потом» делать что-то приятное для ребенка, например, если ребенок любит прыгать на фитнес-мяче и бассейн, то я прошу сначала прыгать на мяче, а потом идти в бассейн. Когда эта схема отработана (то есть ребенок сам показывает пальчиком, понимает чем мы сейчас и потом будем заниматься и делает это, то можно в колонку «сначала» прикрепить более сложные задания. Например, собрать пирамидку.
-Начала обучать имитации, так как это очень важный навык, который как правило плохо развит у детей с РАС. Всё это благодаря учебному контролю.
-Начинаю групповое занятие с приятных заданий (ветер дует и потом прыгаем по очереди на мяче под стишок). Детям очень нравится и они связывают занятие с положительными эмоциями. Заканчиваю тоже на положительное ноте (крутим парашют)