Лучший педагог года

Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

Виктория Волгина
Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

Слайд 1

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Одна из самых желаемых целей учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи – это, конечно, достижение максимальных результатов и приближение уровня развития речи воспитанников до эталона, возрастной нормы.

Публикация «Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед использует все возможные методы для достижения необходимого результата. Одним из таких методов, является музейная педагогика.

Слайд 2

В дошкольной музейной педагогике выделяют два крупных направления:

1. Сотрудничество детского сада с музеями;

2. Создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Цель работы: формирование познавательно-речевой активности, социальной компетенции и детского творчества с помощью предметно-пространственной развивающей музейной среды. В процессе данной работы решается целый комплекс коррекционно-образовательных, развивающих и воспитательных задач. Не буду подробно останавливаться на задачах, они представлены на слайде.

Слайд 3

В дошкольном отделении № 2 МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО» оформлены мини-музеи как в каждой группе, так и в пространстве ДОУ.

В группах детского сада имеются следующие музеи:

1. Мини-музей «Россия-родина моя».

2. Музей хлеба «Хлеб всему голова».

3. Мини-музей часов «Тик-так». В данном мини-музее представлена история развития часов.

4. Мини-музей «Народные промыслы».

5. Мини-музей «Кукла из бабушкиного сундука». Музей предназначен для знакомства с историй народной куклы.

6. Мини-музей «Бухта кораблей».

7. Мини-музей «Эколята». В этом музее представлены экологические игры, картотеки, макеты, правила поведения для детей.

В пространстве ДОУ оформлены:

1. Мини-музей «Русская изба». Инсталляция русской избы с предметами утвари, быта и старины.

2. Картинная галерея «Удивительный мир живописи». Позволяет осуществлять тематические выставки репродукций картин знаменитых художников.

3. Мини-музей космонавтики. Макет солнечной системы, фотографии космонавтов, созвездий и космических объектов, выставка творческих работ воспитанников на космическую тему: ракеты, спутники, скафандр, летающая тарелка и другие.

4. Мини-музей краеведения «Край, в котором я живу». Широкоформатные магнитные карты: «Рельефная карта России», «Карта микрорайона Южный», «Карта Ленинградской области», «Карта Дороги Жизни», оснащенные магнитными картинками, гербами, фотографиями достопримечательностей для знакомства с историй и географией страны, области, района и города.

5. Мини-музей «Дорожная азбука». Стол с машинками, дорожными знаками, дидактические игры по ПДД. Магнитный стенд с магнитными знаками и человечками.

6. Мини-музей «Декоративно-прикладное творчество». Представлены работы русских мастеров, различные виды росписи, народные игрушки.

Слайд 4

Как же учитель-логопед может применять музейное коллекционирование и созданные мини-музеи в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения?

Образовательную деятельность с применением музейных экспонатов необходимо выстраивать с учетом взаимосвязи разделов речевой работы, так как именно это создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения необходимых речевых умений и навыков. Для того, чтобы эти умения и навыки у детей закреплялись, в совместную работу необходимо включать беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, музейных экспонатов и составление по ним описательных рассказов, и т. д. Все это обеспечивает обогащение и активизацию словарного запаса, активирует работу смысловой и связной стороны речи.

Также деятельность учителя-логопеда может вестись в традиционных методах – это интеграция образовательной деятельности, и в нетрадиционных – это всевозможные квесты, викторины, конкурсы, исследования, анализ информации из первоисточника, комментарии, "мозговой штурм", репортажи, интервью и т. д. В мини-музеях учитель-логопед в любой удобный момент может организовать совместные тематические занятия, конкурсы загадок, виртуальные экскурсии и путешествия, могут отмечаться памятные даты, исторические события, связанные с музейной тематикой и коллекциями в них. Для этого составляется цикл мероприятий, проводимых в музее, согласно календарно-тематическому плану. После их проведения, ребятам можно предложить выполнить небольшое задание, которое в последствии также перерастет в выставку работ детского творчества. Это могут быть рисунки, фотоотчет, составленные детские рассказы, поделки, книжки и многое другое, и все это также может стать достоянием мини-музея и коллекцией группы.

Дети описывают предметы, используя различные части речи, начинают пользоваться словообразованием, подбирают необходимые слова в виде синонимов и антонимов, подбирают определение к словам, начинают понимать и использовать точное значение и смысл употребляемых слов. Большое количество предметов в музее служит наглядной опорой для составления описательных и творческих рассказов, сказок, загадок. Использование художественного слова во время образовательной деятельности в виде экскурсий, позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и формирует интонационную выразительность детской речи. Тренируя таким образом свою речевую активность, у детей, незаметно для них самих, начинает вырабатываться грамматически правильная и связная речь, т. е. дети постепенно достигают первоначальную задачу учителя-логопеда – это овладение эталонной речью, т. е. достижение полной коррекции.

Слайд 5

В своей работе учитель-логопед может использовать как уже оформленные мини-музеи в предметно-пространственной среде групп и ДОУ, так и процесс коллекционирования с детьми. Это интересное, обучающе-познавательное и захватывающее занятие, которое благотворно влияет на развитие дошкольников в целом. Под чутким и грамотным руководством педагога, совместно собранная коллекция, которая размещена в мине-музее, может быть весьма полезна в детальной работе с лексикой в образовательной деятельности. Коллекции могут быть абсолютно разными, сменяться через определенный период и тесно перекликаться с текущей лексической темой недели.

Включая в коррекционную деятельность с детьми коллекционирование для мини-музеев, учитель-логопед может использовать различные подходы к этому занимательному процессу, как групповой подход для создания коллекций воспитанниками, так и индивидуализировать ее для каждого ребенка, исходя из интересов и его возможностей. В этом случае ребенок примеряет на себя роль экскурсовода и является своего рода руководителем, который в последствии будет доносить до своих сверстников собранную информацию о своем увлечении, вовлекая тем самым их в этот познавательный процесс.

Также, введен день игрушек. Это определенный день, когда детям разрешается приносить из дома свои игры, любимые игрушки. Таким образом, дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, учат друг друга правилам игры, делиться игрушками, они развивают и совершенствуют свою речь, коммуникативные навыки.

Слайд 6 - Музей выходного дня

Проект «Музей выходного дня». Учитель-логопед дает родителям список музеев, рекомендуемых к посещению с детьми в выходные дни. Почти каждая семья путешествует, посещает достопримечательности и музеи, после чего высылает фотографии. Дети с удовольствием делятся своими впечатлениями с другими детьми, что способствует развитию связной монологической речи, учит детей взаимоуважению в процессе слушания.

Слайд 7 – «Школа юного экскурсовода»

Совместно с воспитателями группы компенсирующей направленности я осуществляю работу по теме «Формирование связной речи у детей средствами проекта «Школа юного экскурсовода», в рамках которого проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. В представленных ранее видео дети рассказывают о принципе работы огненных часов, о первых космонавтах, примеряя на себя роль экскурсовода.

Слайд 8. Открытое занятие «Сказочное путешествие по русской избе»

В своей работе я регулярно провожу открытые интегрированные занятия для педагогов ДОУ, демонстрируя результаты своей работы и возможности использования музейного пространства в коррекционной работе с воспитанниками.

В музейном пространстве «Русская изба» дети вспоминали русские народные сказки и их героев. Совершенствовали грамматический строй речи (подбор прилагательных на заданную букву, согласование прилагательных с существительным, подбор антонимов, уменьшительно-ласкательных форм слов, навык звуко-слогового анализа слов. Закрепляли знания о предметах старинного русского быта: (печь, лапти, скалка, прялка и другие). Выполняли различные задания: дыхательную и пальчиковую гимнастики, самомассаж, отгадывали загадки, расшифровывали слово, играли в дидактическую игру «Раньше и сейчас».

Слайд 9. Открытое занятие «Наша родина-Россия, край родной-любимый край»

Занятие в музее краеведения «Край, в котором я живу» направлено на активизацию знаний детей по темам: «История моей страны», «Государственная символика России», «Мой адрес – Ленинградская область», «Моя «малая Родина». В ходе занятия дети учились ориентироваться на карте мира, карте России, карте Ленинградской области, карте мкрн. Южный г. Всеволожск; закрепляли представление о многообразии стран и их флагах, о различных городах и районах и их гербах; понятие «почтовый адрес». С помощью создания проблемной игровой ситуации дети выполняли различные задания, знакомя иностранца с нашей родиной.

Слайд 10. Открытое занятие «Космическое путешествие»

Занятие в музее космонавтики ДОУ проводилось с целью активизации и расширения лексического словаря по теме «Космос». В ходе занятия дети знакомились с новыми понятиями, с картой звездного неба; закрепляли умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом, устанавливать последовательность; навыки слогового анализа слов, ориентирования в пространстве; разгадывали ребус, космические судоку, знакомились с марсианским языком с помощью чистоговорок, рисовали созвездия и находили их на карте звездного неба.

Слайд 11. Совместно с родителями каждый ребенок подготовил рассказ о планете солнечной системы.

Слайд 12. Проект «Мир музыки и живописи»

По совместительству я являюсь музыкальным руководителем, что позволяет мне внедрять в логопедические занятия пение, слушание музыкальных произведений, фольклорные элементы, музыкально-ритмические игры, попевки, игру на музыкальных инструментах, логоритмику. Совместно с воспитателями уже второй год реализуется проект «Мир музыки и живописи», основанный на синтезе различных видов искусств: живопись, музыка и литература. В данном проекте активно используется картинная галерея ДОУ.

Каждое занятие направлено на знакомство детей с определенным жанром, на умение определять и различать выразительные и изобразительные особенности музыки, живописи, понимать настроение конкретного музыкального и художественного образа, умение анализировать произведения; расширение эмоционально-образного словаря детей, умение высказывать свои суждения, обогащение словаря детей и развитие связной монологической и диалогической речи.

Открытое занятие «Времена года «Осень-зима». Знакомство детей с пейзажной живописью и творчеством русских художников Левитаном, Шишкиным, Васнецовым. Слушание и сравнение произведений А. Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года», пластический этюд с листьями, дидактическая игра «Времена года», беседа по картинам. Заучивание и чтение стихотворений Бунина «Листопад» и Вяземского «Здравствуй, матушка-зима!».

Слайд 13. Открытое занятие «Времена года: весна-лето»

Закрепление знаний о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов, музыкальных произведений и художественного слова. Беседы по картинам, игра на музыкальных инструментах (диатонические колокольчики, свистульки, чтение стихотворений, пластический этюд «Вальс цветов», игра «Да-нет». Данное занятие было показано коллегам из ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия.

Слайд 14. Открытое занятие «Мухоморы в траве»

Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью; закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; развивать творческое воображение, умение сопоставлять характер музыки с литературным и художественным произведением. Рассматривание репродукций картин в картинной галерее и беседа по ним, дидактическая игра "Съедобные и несъедобные грибы", чтение стихотворений, пение заранее разученной песни, музыкальная игра «Грибная электричка».

Слайд 15. Открытое занятие «Портрет в музыке и живописи»

Знакомить с жанром портретной живописи; развивать слуховое внимания детей, умение анализировать музыкальное и художественное произведение; расширять эмоционально-образный словарь детей, умение высказывать свои суждения о музыке. Рассматривание репродукций картин и беседы по ним, дидактическая игра "Что звучит?", исполнение песни Г. Гладкова «Песня о картинках», физкультминутки, музыкальная русская народная игра «Колпачок», игра «Эмоции», пластические этюды «Настроение», чтение отрывков стихотворений А. Барто «Ревушка-коровушка», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Слайд 16. Открытое занятие «В гостях у сказки»

Рассматривание репродукций картин и беседы по ним, пение песни С. Никитина «Сказка по лесу идет», пересказ русских народных сказок, чтение стихотворений и отрывков литературных произведений. Знакомство с понятием балет, опера.

Слайд 17. Открытое занятие «Анимализм в музыке и живописи»

Знакомство с жанром анимализм, совершенствование навыков пересказа по иллюстрации к сказке, составление рассказов о животных, пластические этюды и игры.

Занятия в картинной галерее проводятся ежемесячно. Каждое занятие в картинной галерее сопровождается предварительным творческим заданием. Дети рисуют свою любимую сказку, время года, любимого героя, сказки с героями - животными. В ходе занятия дети выполняют мои задания, а в ответ я разгадываю их загадки в виде художественного замысла. А также, дети составляют рассказ, отвечая на вопросы, почему это их любимое время года, или сказка, пересказывают сюжет, описывают, какие цвета они использовали, почему это их любимый герой и так далее.

В ближайших планах тематические занятия «Образ богатыря в живописи, музыке и литературе», «Русская береза-символ России», «Натюрморт».

Слайд 18. Второй блок – взаимодействие с социумом.

Накануне празднования дня Победы мы с воспитанниками посещаем музей "Битва за Ленинград" им. З. Г. Колобанова. Помимо этого, дети совершают экскурсии в школьный «Музей кошки», в школьную библиотеку, библиотеку КДЦ, пожарную станцию и т. д.

Слайд 19. Работа с родителями

К работе по реализации проекта активно привлекаются родители воспитанников. В результате создаются макеты ко дню Победы, блокады Ленинграда, ко дню Космонавтики, ПДД. Каждый ребёнок рассказывает о своей работе, а лучшие макеты пополняют коллекции мини-музеев ДОУ.

Слайд 20. Руками родителей создан макет «Дорога Жизни».

Слайд 21. Также, я самостоятельно разрабатываю игры. Например, настольная игра-ходилка «Дорога Жизни» с карточками-вопросами и заданиями для детей на пространственную ориентацию, нейроупражнениями, развитие графомоторных навыков, внимания. В ходе игры дети закрепляют названия памятников, учатся соблюдать правила игры, коммуницируют друг с другом, совершенствуют все стороны речи.

Слайд 22. День музеев

Ежегодным стал День Музеев, в рамках которого дети посещают мини-музеи групп и в игровой форме знакомятся с экспонатами, а также сами выступают в роли экскурсоводов. Для получения обратной связи с детьми используется метод интервьюирования.

Слайд 23. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, активизирует словарь детей и расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, является действенным модулем развивающей предметной среды. Мини-музей является оптимальным средством передачи информации и внедрения в коррекционно-образовательный процесс ДОУ средств музейной педагогики.

Таким образом, использование мини-музея позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному и речевому развитию дошкольников с ТНР, сделать коррекционно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, успешной социализации детей с ТНР.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-volgina_n4e1q.pptx | 18218,99 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаДидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тема "Зима. Приметы зимы" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается в декабре. В это время ребята уже выучили.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» в коррекционной работе учителя-логопедаДидактическая игра «Крестики-нолики» в коррекционной работе учителя-логопеда "Крестики-нолики" - логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки. Для детей дошкольного возраста именно такой.

Изучение лексической темы «Животные жарких стран» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаИзучение лексической темы «Животные жарких стран» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тему "Животные жарких стран" изучаем во втором полугодии. В это время уже выучены элементы артикуляционной гимнастики, ребята смелее ведут.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 26 января 2024 в 17:10
+63Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Волгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД