Лучший педагог года

Родной язык в развитии творческих способностей детей

Татьяна Еремеева
Родной язык в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Выступила старший воспитатель Еремеева Татьяна

Родной язык в развитии творческих способностей детей.

План.

Введение.

1. Развитие у детей способностей к придумыванию сказок.

2. Народный фольклор в гармоничном творческом воспитании ребенка.

3. Роль восприятия литературных произведений в становлении детского творчества.

Публикация «Родной язык в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах

4. Увлекательные задания, способствующие развитию воображения.

Заключение.

Введение.

Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое полушарие контролирует правую часть тела (правую руку и ногу) и отвечает за логику и анализ. Таким образом, изучение языков, чтение, математика и любой другой процесс познания, происходящий с помощью анализа и основанный на логических принципах – это работа левого полушария. Правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за творческие процессы, то есть процессы восприятия, познания и действия, не основывающиеся на логике. К таким процессам относятся любые творческие способности : рисование, ваяние, музыка, актерское мастерство, литература, а также воображение и интуиция.

У большинства людей хорошо развито левое полушарие и недоразвито правое. Это связано с тем, что исторически было принято развивать правую руку, а в советской школе было обязательным письмо именно правой рукой, поэтому левшей переучивали. Основные процессы обучения также направлены на развитие левого полушария, и этот процесс происходит с раннего детства. Например, ребенок учится родному языку с рождения, но этот процесс задействует его левое полушарие, естественно, что к возрасту 3-х лет оно хорошо натренировано, и это происходит независимо от родителей или ребенка. А что мы делаем, чтобы развить правое полушарие?

Правое полушарие не менее важно в жизни человека, и идеально иметь оба полушария одинаково хорошо развитыми. Это важно как раз для того, чтобы человек мог видеть неочевидное в очевидном и находить то, к чему его не приведет логическая цепочка рассуждений. Такие вещи называются «открытиями». Любое открытие – это работа правого полушария.

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течение последующих лет просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно быть раннее детство. Специфической особенностью, характерной для дошкольного возраста, является фантазирование. Не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Именно в «воображалках» зарождается творческий потенциал ребенка. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчества у детей наступает в 3-4 года.

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

- умение познавать все новое;

- стремление к познанию;

- активность и живость ума;

- умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;

- стремление к постоянным открытиям;

- умение применять на практике полученные опыт и знания;

- свобода воображения;

- интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально выражать собственные идеи, будет способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие. Актуальность данной проблемы определяется также уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве : слова и предложения не являются для них, по меткому выражению К. И. Чуковского «скроенными и сшитыми», дети «создают» родной язык, проявляя при этом много творчества. Но, как известно, примерно к шести годам ребенок усваивает большинство языковых правил и неминуемо утрачивает «врожденные» способности к словесному творчеству. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки.

1. Развитие у детей способностей к придумыванию сказок.

Русский язык позволяет максимально проявлять творчество в построении высказываний, употреблении метафор, использовании необычных образов в речи. Поразительная мощь языкового творчества русского народа нигде не проявляла себя с такой яркостью, как в народных сказках. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста говорится в трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского и др. Необычайная красота, яркость, образность, индивидуальная окрашенность повторного воспроизведения позволяют определять сказки в качестве одного из наиболее важных факторов развития творческих способностей детей.

Важным моментом в развитии творчества детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному.

Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важной является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.

I этап работы – анализ языка русских сказок

Первый, особо значимый момент в развитии творческих способностей в речевой деятельности – это активизация языкового чутья, т. е. умение отличать сказку от других жанров, чувствовать ее стилистические особенности. Рассказывая детям русские народные сказки : «Теремок», «Колобок» и др., мы проводим подробный анализ, обращая внимание:

1. на уместность встречающихся повторов;

2. своеобразие сказочных выражений: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «и я там был, мед, пиво пил…», «свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком…» и др. ;

3. с каких слов начинаются сказки: «однажды…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили-были…» и др. ;

4. какими словами обычно заканчиваются сказки: «жили они долго и счастливо…», «вот и сказке конец, а кто слушал молодец» и др.

На данном этапе работы особое внимание необходимо уделить развитию языкового чутья мальчиков, поскольку оно у них формируется несколько позже, в сравнении со сверстницами. В речи мальчиков значительно реже встречаются образные выражения, сравнения, развернутые высказывания.

II этап – анализ логической структуры сказочного повествования

Детям предоставляется возможность самостоятельно (или с помощью воспитателя) определить компоненты логической структуры сказок, определить общую схему сказки:

1. Все начинается с дороги – завязка сюжета (царь отправляется на войну, родители уезжают в город и др.)

2. Запрет для героев сказки: на действия (нельзя выходить из дома, заходить в какое-либо помещение, не трогать, не пить, не разговаривать, не произносить свое имя, не открывать дверь, на свободу действий, до исполнения чего-либо: (сносить железные башмаки, сплести рубашку из крапивы).

3. Нарушение запрета – ведет за собой беду для героя, ему приходят на выручку другие персонажи.

4. Получение волшебного средства (если волшебная сказка) : транспортное средство, кольцо, дудочка, люди, животные.

5. Проявление могущества волшебным средством (гребешок превращается в лес, тыква в карету).

6. Одержание победы, не только при помощи силы, но и при помощи смекалки, милосердия и др.

7. Счастливый конец.

На данном этапе работы эффективным является коллективное составление сказок.

III этап – самостоятельное сочинение сказок девочками и мальчиками

На этом этапе каждому ребенку необходимо выполнять двойную задачу: придумать собственный сюжет, оригинальные образы, новых героев и др., а также соблюдать четкую последовательность изложения событий. Выполнение данной задачи для многих детей является сложным. Слушая придуманную сверстником или сверстницей сказку, многие дети начинают подражать, отступая от своего сюжета, включая в свою сказку тех же героев или события, про которые уже слышали. Преодолению шаблонности высказываний способствует схема собственной сказки, составленная в соответствии с общими закономерностями. В данном случае мы имеем дело с вариантом «записанной» сказки в удобной для ребенка форме.

Таким образом, специально организованная планомерная работа по развитию у детей умения не только рассказывать, но и сочинять сказки способствует развитию речевой деятельности, мышления и творческих способностей девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

2. Народный фольклор в гармоничном творческом воспитании ребенка.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок должен впитывать культуру своего народа с самого рождения, через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства, традиции народных театрализованных гуляний, где активно применяется речевой фольклор. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к культуре своего народа. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное творчество, как и творчество вообще, многофункционально, и одна из его функций – воспитательная. “Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни” (М. Горький). Народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты, дающее реальные предпосылки для всестороннего гармоничного творческого развития человека.

Фольклорный материал понятен и доступен детям: мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствуют повышению образности родной речи. Приобщаясь к фольклорным традициям своего народа, дети постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным мелодическим и интонационным богатством родной речи, с уважением относится к русскому народному творчеству.

Фольклор близок к ребенку по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребенка. Как показал опыт, выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает творческие способности детей.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно важным компонентом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

3. Роль восприятия литературных произведений в становлении детского творчества.

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. «Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, имеющих своей конечной целью освоение художественного смысла произведения» (А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин).

При знакомстве ребёнка с художественным произведением у него развиваются : познавательный интерес, эмоционально-образное восприятие, специальные языковые знания и умения (Л. М. Гурович).

Слушая литературное произведение, разные дети получают разные по силе впечатления, которые зависят от уровня развития их эстетического переживания и восприятия (Б. М. Теплов, Н. С. Карпинская, Л. М. Гурович). И здесь мы отмечаем важность развития слухового анализатора (Н. С. Карпинская). Помогают пониманию детям раннего и дошкольного возраста содержание художественного текста такие характеристики речи, как ритм, рифма, интонация. Эмоциональная сторона речи – это, прежде всего – интонация (Н. С. Карпинская).

В старшем дошкольном возрасте дети заметно обогащаются эмоциональной формой восприятия, формируется внимание к выразительным средствам языка. Дети могут определять тонкие оттенки интонаций, переход от одних к другим интонаций в зависимости от разворачивания сюжета, смены настроений.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности (А. Е. Шибицкая, Л. М. Гурович, Л. Я. Панкратова, С. М. Чемортан, А. И. Полозова).

С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи объясняют трудности развития словесного творчества многими причинами : недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова.

Необходимо отметить, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.

Это умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания является очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом.

Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего, видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

4. Увлекательные задания, способствующие развитию воображения.

Чтобы побудить ребенка к творчеству, необходимо найти такое задание, выполнение которого потребует от него опоры на себя, принятия независимого решения, использования своего внутреннего опыта. Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью: например,

«Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ребенок угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;

«Хорошо-плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что – хорошо. Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо - не жарко в солнечных день, плохо - можно простудиться и заболеть и так далее. ;

«Игры со словами»

Вы называете определенное слово, а дети подбирают к нему противоположное слово по значению (антоним) : добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению) : красивый- прекрасный, работать –трудиться и т. д. ;

«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т. п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так, чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;

«Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее. Метод составления загадок дает ребенку возможность стать маленьким волшебником и самому придумать загадку на любой объект на основе сравнительного анализа его характеристик. При использовании этого метода у детей повышается самооценка, поскольку они видят продукт своей деятельности, который с удовольствием демонстрируют окружающим и заслуживают одобрение ( например: на одной ноге кружится, гудит? Юла и т. д.).

Заключение.

ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Во-первых, определенный уровень творчества – это проявление психического здоровья. Творческий человек активен, его интерес к жизни многогранен и неисчерпаем. Во-вторых, при творческом отношении к миру, многое усваивается не только легко, но и прочно. В-третьих, наше общество нуждается в активных, способных самостоятельно мыслить гражданах. И в-четвертых, начинать заниматься этим должны педагоги именно детского сада, потому что делать это в школе уже поздно, так как любые виды способностей зарождаются именно в дошкольном возрасте.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группыФотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Фотоотчет "Родной язык, дружи со мной" с детьми подготовительной группы Хакасский язык – это бесценное богатство, дарованное нам с рождения,.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Сценарий праздника «Родной язык всегда останется родным» Цель: вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка. Задачи: способствовать развитию у детей интереса к мокшанскому языку,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родной язык в развитии творческих способностей детей
Опубликовано: 15 января 2020 в 18:43
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родной язык в развитии творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Еремеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД