Елена Ващенко
Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
План заседания:
- Орфоэпическая пятиминутка
Учитель-логопед Слижевская С. А.
- Вступительное слово «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в контексте ФГОС ДО»
Заведующая Степина И. Р.
- Анализ анкетирования по самооценки требованиям профстандарта педагога
Старший воспитатель Ващенко Е. Г.
- Деловая игра «Чувствую, знаю, умею»
- Рефлексия «Всё в твоих руках».
Старший воспитатель Ващенко Е. Г.
- Принятие решения.
Ход заседания:
1. Орфоэпическая пятиминутка
Учитель-логопед Слижевская С. А.
Публикация «Педагогический совет „Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Вступительное слово «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образова-ния в контексте ФГОС ДО»
Заведующая Степина И. Р.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образова-тельной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.
Реализация принципов и идей ФГОС определяет необходимость поиска новых путей для развития профессиональной компетентности педагогов, а также важность разработки инновационных техно-логий повышения профессиональных достижений педагогов в условиях существенных изменений в содержательных и организационных приоритетах образования дошкольников.
Освоение педагогами качественно иных технологий для решения новых задач, определенных ФГОС ДО, может быть обеспечено только созданием инновационной системы профессионального раз-вития педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осущест-вляет образовательную деятельность, педагогическое общение, успешно решая профессиональные задачи разного уровня сложности и достигая высоких результатов профессионального труда.
Я хочу выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:
• стремление к личностному развитию и креативность;
• мотивация и готовность к инновациям;
• понимание современных приоритетов дошкольного образования;
• способность и потребность в рефлексии, т. е. обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно–методической; социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентно-сти:
• осуществление целостного педагогического процесса;
• создание развивающей среды;
• обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
• знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
• умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образователь-ной программой.
Учебно – методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
• планирование воспитательно-образовательной работы;
• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
• знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
• умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
• владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, педагог должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «моза-ичности», формируя целостность восприятия ребенком.
Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание обра-зования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач вос-питания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
• консультативная помощь родителям;
• создание условий для социализации детей;
• защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
• знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к де-тям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.
Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1 января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14, зарегистрированного в Минюсте 19 февраля 2015 года, пункт 2 данного приказа вступает в силу 1 января 2017 года, но еще перенесен до 1 января 2018. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС ДО и Законом об образовании.
Согласно этому современный педагог дошкольного образования должен:
• Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной рабо-ты с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
• Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоя-тельную деятельность дошкольников.
• Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми ран-него и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и дру-гими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
• Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении програм-мы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоцио-нальное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяю-щего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальней-шего обучения и развития в начальной школе.
• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимо-действие с ними для решения образовательных задач.
• Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В связи с этим хочется отметить, что меняются требования и к организации методической работы в ДОУ. Сегодня методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Система работы по повышению уровня профессиональной компетентности, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, позволяет уже сейчас определить перспективы работы:
• Вовлечение большего количества педагогов в активную, творческую деятельность ДОУ;
• Активизация работы педагогов по обобщению и распространению передового опыта.
Нужна разработка и реализация проекта «Формирование и развитие навыков профессиональной самореализации педагогов», который будет направлен на создание условий для профилактики профессионального выгорания, развитие профессиональной мобильности педагогов, раскрывающей новые возможности самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда.
3. Анализ анкетирования по самооценки требованиям профстандарта педагога.
Старший воспитатель Ващенко Е. Г.
С целью определения уровня профессиональной компетентности воспитателей требованиям Профстандарта было проведено анкетирование по данному вопросу. Педагоги ДОУ соответствует требо-ваниям Профстандарта педагога на средне-высоком уровне. Средний балл соответствия воспитателя Профстандарту педагога составил – 1,7 из 2 возможных. 75% педагогов затрудняются в разработке ООП. 58% педагогов имеют трудности в решении образовательных задач, планировании образова-тельного процесса и во взаимодействии со специалистами. 25% воспитателей имеют недостаточные знания по теории и методики образовательных областей, закономерностей развития детей и основ-ных психологических подходов. Над этим нам необходимо поработать в самообразовании. Трудно-сти с психолого-педагогическим мониторингом имеют 25 % воспитателей. Над владением ИКТ-компетентностями необходимо поработать 33% воспитателей, что особенно важно сейчас, т. к. вла-дение компьютерными технологиями является одним из условий Профстандарта педагога. У нас бо-лее половины педагогов имеют высшую категорию, а на нее невозможно будет защититься, по но-вым требованиям, без электронного портфолио педагога ДОУ, над созданием которого мы сейчас с вами упорно работаем.
4. Деловая игра «Чувствую, знаю, умею»
В ходе небольшой деловой игры я предлагаю показать свою профессиональную компетентность по различным направлениям деятельности педагога дошкольного образования. Нам необходимо разделиться на 2 команды, взяв с подноса смайлик, обозначающий эмблему команды. 1 команда - Росток, 2 команда – Радуга.
-Команды, займите места за своими столами. Оценивать нашу деловую игру будет авторитетное жюри:
Степина И. Р., заведующая
Слижевская С. А., учитель – логопед
Чемерская Е. А., музыкальный руководитель
Практические задания
Шуточная разминка:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
2. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
5. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
6. Что потеряла Золушка на балу: стыд, совесть, туфельку?
1 тур. Общение
Перед тем, как мы начнём выполнять практические задания на общение и понимание друг друга, я хотела бы Вам дать информацию для размышления:
Мы думаем со скоростью 500 слов в минуту, а говорим со скоростью 150 слов в минуту.
Запоминаем 20% информации.
Словарные возможности русского языка до 200тыс. слов.
Корифеи словесности – Пушкин и Шекспир, со словарным запасом от 12 до 20тыс. слов
Начитанный человек употребляет до 8тыс. слов
Активный словарь человека со средним образованием - от 1500 до 4000 слов.
Повседневный обиход – 400-500 слов.
Дикари из людоедского племени «мумбо-юмбо» - 300 слов.
Язык профессиональных преступников – 120 – 130 слов
Словарная копилка Эллочки Щукиной – 30 слов.
Вывод: самый начитанный человек использует только 4% от словарного запаса русского языка.
1 игра «Угадай слово».
Сейчас мы проверим Ваш словарный запас. Вы должны при помощи словарного запаса русского языка, включая отрывки из стихотворений, пословицы и т. д., но не употребляя однокоренные слова и жесты, объяснить соседней команде ряд слов за одну минуту. Кто объяснит больше слов, та команда и победила. 1 понятие – 1 балл.
Я попрошу Вас встать друг напротив друга в 2 колонны. Одна команда будет объяснять слово, которое я буду показывать на карточке, вторая угадывать. Участник, который объяснил или угадал слово быстро убегает в конец колонны. Затем объясняющие и угадывающие поменяются местами. При употреблении однокоренного слова, жюри звонит в колокольчик и балл команде не даётся. Если участники слышат звук колокольчика, они должны быстро освободить место для следующего участника, не теряя времени. Что бы у вас не было желания объяснить слово жестом, я попрошу связать друг другу руки за спиной шарфами.
Слова:
1 команда: яблоко, самолёт, пылесос, тигр, роза, телевизор, море, небо, берёза, лошадь, футбол, мать, сын.
2 команда: апельсин, паровоз, миксер, лиса, одуванчик, компьютер, река, солнце, осина, корова, хоккей, отец, дочь.
2 игра «Мимика и жесты».
Главным показателем чувств говорящего является мимика. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника; с другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь.
Сейчас мы и определим, насколько Вы владеете данным инструментарием общения. Я сейчас каждой команде раздам загадки. В течение 5 минут вы можете с ними ознакомиться и придумать, как их изобразить при помощи мимики и жестов для другой команды, чтобы они её отгадали. Затем в течение 1 минуты вы должны загадать команде соперников как можно больше загадок. 1 отгаданная загадка – 1 балл. При произнесении хоть одного слова загадывающей командой, бал не засчитывается. Это игра командная, поэтому загадывать и отгадывать загадки можно коллективно.
2 тур. Знания.
Этот тур на ваше знание ФГОС ДО. Я буду давать определение, а вы должны сказать, что данное определение характеризует. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Отвечать надо быстро, без раздумий, опередив соперника.
1. Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – это (Основная образовательная программа дошкольного образования)
2. Овладение ребенком элементарными нормами и правилами здорового образа жизни относится к образовательной области….(физического развития)
3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе относится к образовательной области… (социально-коммуникативное развитие)
4. Экологическое воспитание дошкольников относится к образовательной области… (познаватель-ное развитие)
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой относится к образовательной области… (речевое развитие)
6. Конструктивная деятельность входит в состав образовательной области…. (художественно-эстетическое развитие)
7. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО - это (целевые ориентиры)
8. Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию определяет (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
3 тур. Умения.
Это тур дискуссионный, поэтому пока мы будем обсуждать ситуации, жюри подводят итоги игры.
Разрешите ситуации:
Команда «Росток»:
- Ребенок несется и падает в грязь. Ни чуточку не расстроившись встает и радостно бежит к вам навстречу, норовя обнять.
- Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.
Команда «Радуга»:
- Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем – то очень заняты и задаёт ряд вопросов.
- Ребенок отказывается убирать игрушки.
Озвучить свой вариант разрешения ситуации. На обдумывание ответов 1 минута. Команда дает свой ответ, соперники дополняют или же приводят свой вариант решения данной ситуации.
- Слово для оглашения итогов деловой игры предоставляется Заведующей Степиной И. Р.
- Рефлексия «Всё в твоих руках».
Старший воспитатель Ващенко Е. Г.
Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Ведущий: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность:
Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.
- Принятие решения.