МААМ-картинки

Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»

Елена Ващенко
Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

План заседания:

- Орфоэпическая пятиминутка

Учитель-логопед Слижевская С. А.

- Вступительное слово «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в контексте ФГОС ДО»

Заведующая Степина И. Р.

- Анализ анкетирования по самооценки требованиям профстандарта педагога

Старший воспитатель Ващенко Е. Г.

- Деловая игра «Чувствую, знаю, умею»

- Рефлексия «Всё в твоих руках».

Старший воспитатель Ващенко Е. Г.

- Принятие решения.

Ход заседания:

1. Орфоэпическая пятиминутка

Учитель-логопед Слижевская С. А.

Публикация «Педагогический совет „Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования“» размещена в разделах

2. Вступительное слово «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образова-ния в контексте ФГОС ДО»

Заведующая Степина И. Р.

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образова-тельной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.

Реализация принципов и идей ФГОС определяет необходимость поиска новых путей для развития профессиональной компетентности педагогов, а также важность разработки инновационных техно-логий повышения профессиональных достижений педагогов в условиях существенных изменений в содержательных и организационных приоритетах образования дошкольников.

Освоение педагогами качественно иных технологий для решения новых задач, определенных ФГОС ДО, может быть обеспечено только созданием инновационной системы профессионального раз-вития педагога.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осущест-вляет образовательную деятельность, педагогическое общение, успешно решая профессиональные задачи разного уровня сложности и достигая высоких результатов профессионального труда.

Я хочу выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

• стремление к личностному развитию и креативность;

• мотивация и готовность к инновациям;

• понимание современных приоритетов дошкольного образования;

• способность и потребность в рефлексии, т. е. обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно–методической; социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентно-сти:

• осуществление целостного педагогического процесса;

• создание развивающей среды;

• обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

• знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

• умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образователь-ной программой.

Учебно – методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

• планирование воспитательно-образовательной работы;

• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

• знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

• умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

• владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, педагог должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «моза-ичности», формируя целостность восприятия ребенком.

Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание обра-зования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач вос-питания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

• консультативная помощь родителям;

• создание условий для социализации детей;

• защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

• знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к де-тям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1 января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14, зарегистрированного в Минюсте 19 февраля 2015 года, пункт 2 данного приказа вступает в силу 1 января 2017 года, но еще перенесен до 1 января 2018. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС ДО и Законом об образовании.

Согласно этому современный педагог дошкольного образования должен:

• Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной рабо-ты с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

• Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоя-тельную деятельность дошкольников.

• Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми ран-него и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и дру-гими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

• Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении програм-мы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоцио-нальное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяю-щего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальней-шего обучения и развития в начальной школе.

• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимо-действие с ними для решения образовательных задач.

• Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В связи с этим хочется отметить, что меняются требования и к организации методической работы в ДОУ. Сегодня методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Система работы по повышению уровня профессиональной компетентности, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, позволяет уже сейчас определить перспективы работы:

• Вовлечение большего количества педагогов в активную, творческую деятельность ДОУ;

• Активизация работы педагогов по обобщению и распространению передового опыта.

Нужна разработка и реализация проекта «Формирование и развитие навыков профессиональной самореализации педагогов», который будет направлен на создание условий для профилактики профессионального выгорания, развитие профессиональной мобильности педагогов, раскрывающей новые возможности самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда.

3. Анализ анкетирования по самооценки требованиям профстандарта педагога.

Старший воспитатель Ващенко Е. Г.

С целью определения уровня профессиональной компетентности воспитателей требованиям Профстандарта было проведено анкетирование по данному вопросу. Педагоги ДОУ соответствует требо-ваниям Профстандарта педагога на средне-высоком уровне. Средний балл соответствия воспитателя Профстандарту педагога составил – 1,7 из 2 возможных. 75% педагогов затрудняются в разработке ООП. 58% педагогов имеют трудности в решении образовательных задач, планировании образова-тельного процесса и во взаимодействии со специалистами. 25% воспитателей имеют недостаточные знания по теории и методики образовательных областей, закономерностей развития детей и основ-ных психологических подходов. Над этим нам необходимо поработать в самообразовании. Трудно-сти с психолого-педагогическим мониторингом имеют 25 % воспитателей. Над владением ИКТ-компетентностями необходимо поработать 33% воспитателей, что особенно важно сейчас, т. к. вла-дение компьютерными технологиями является одним из условий Профстандарта педагога. У нас бо-лее половины педагогов имеют высшую категорию, а на нее невозможно будет защититься, по но-вым требованиям, без электронного портфолио педагога ДОУ, над созданием которого мы сейчас с вами упорно работаем.

4. Деловая игра «Чувствую, знаю, умею»

В ходе небольшой деловой игры я предлагаю показать свою профессиональную компетентность по различным направлениям деятельности педагога дошкольного образования. Нам необходимо разделиться на 2 команды, взяв с подноса смайлик, обозначающий эмблему команды. 1 команда - Росток, 2 команда – Радуга.

-Команды, займите места за своими столами. Оценивать нашу деловую игру будет авторитетное жюри:

Степина И. Р., заведующая

Слижевская С. А., учитель – логопед

Чемерская Е. А., музыкальный руководитель

Практические задания

Шуточная разминка:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)

2. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы)

3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

5. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?

6. Что потеряла Золушка на балу: стыд, совесть, туфельку?

1 тур. Общение

Перед тем, как мы начнём выполнять практические задания на общение и понимание друг друга, я хотела бы Вам дать информацию для размышления:

Мы думаем со скоростью 500 слов в минуту, а говорим со скоростью 150 слов в минуту.

Запоминаем 20% информации.

Словарные возможности русского языка до 200тыс. слов.

Корифеи словесности – Пушкин и Шекспир, со словарным запасом от 12 до 20тыс. слов

Начитанный человек употребляет до 8тыс. слов

Активный словарь человека со средним образованием - от 1500 до 4000 слов.

Повседневный обиход – 400-500 слов.

Дикари из людоедского племени «мумбо-юмбо» - 300 слов.

Язык профессиональных преступников – 120 – 130 слов

Словарная копилка Эллочки Щукиной – 30 слов.

Вывод: самый начитанный человек использует только 4% от словарного запаса русского языка.

1 игра «Угадай слово».

Сейчас мы проверим Ваш словарный запас. Вы должны при помощи словарного запаса русского языка, включая отрывки из стихотворений, пословицы и т. д., но не употребляя однокоренные слова и жесты, объяснить соседней команде ряд слов за одну минуту. Кто объяснит больше слов, та команда и победила. 1 понятие – 1 балл.

Я попрошу Вас встать друг напротив друга в 2 колонны. Одна команда будет объяснять слово, которое я буду показывать на карточке, вторая угадывать. Участник, который объяснил или угадал слово быстро убегает в конец колонны. Затем объясняющие и угадывающие поменяются местами. При употреблении однокоренного слова, жюри звонит в колокольчик и балл команде не даётся. Если участники слышат звук колокольчика, они должны быстро освободить место для следующего участника, не теряя времени. Что бы у вас не было желания объяснить слово жестом, я попрошу связать друг другу руки за спиной шарфами.

Слова:

1 команда: яблоко, самолёт, пылесос, тигр, роза, телевизор, море, небо, берёза, лошадь, футбол, мать, сын.

2 команда: апельсин, паровоз, миксер, лиса, одуванчик, компьютер, река, солнце, осина, корова, хоккей, отец, дочь.

2 игра «Мимика и жесты».

Главным показателем чувств говорящего является мимика. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника; с другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь.

Сейчас мы и определим, насколько Вы владеете данным инструментарием общения. Я сейчас каждой команде раздам загадки. В течение 5 минут вы можете с ними ознакомиться и придумать, как их изобразить при помощи мимики и жестов для другой команды, чтобы они её отгадали. Затем в течение 1 минуты вы должны загадать команде соперников как можно больше загадок. 1 отгаданная загадка – 1 балл. При произнесении хоть одного слова загадывающей командой, бал не засчитывается. Это игра командная, поэтому загадывать и отгадывать загадки можно коллективно.

2 тур. Знания.

Этот тур на ваше знание ФГОС ДО. Я буду давать определение, а вы должны сказать, что данное определение характеризует. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Отвечать надо быстро, без раздумий, опередив соперника.

1. Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – это (Основная образовательная программа дошкольного образования)

2. Овладение ребенком элементарными нормами и правилами здорового образа жизни относится к образовательной области….(физического развития)

3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе относится к образовательной области… (социально-коммуникативное развитие)

4. Экологическое воспитание дошкольников относится к образовательной области… (познаватель-ное развитие)

5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой относится к образовательной области… (речевое развитие)

6. Конструктивная деятельность входит в состав образовательной области…. (художественно-эстетическое развитие)

7. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО - это (целевые ориентиры)

8. Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию определяет (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

3 тур. Умения.

Это тур дискуссионный, поэтому пока мы будем обсуждать ситуации, жюри подводят итоги игры.

Разрешите ситуации:

Команда «Росток»:

- Ребенок несется и падает в грязь. Ни чуточку не расстроившись встает и радостно бежит к вам навстречу, норовя обнять.

- Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.

Команда «Радуга»:

- Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем – то очень заняты и задаёт ряд вопросов.

- Ребенок отказывается убирать игрушки.

Озвучить свой вариант разрешения ситуации. На обдумывание ответов 1 минута. Команда дает свой ответ, соперники дополняют или же приводят свой вариант решения данной ситуации.

- Слово для оглашения итогов деловой игры предоставляется Заведующей Степиной И. Р.

- Рефлексия «Всё в твоих руках».

Старший воспитатель Ващенко Е. Г.

Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Ведущий: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность:

Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

- Принятие решения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогический совет «Коммуникативная компетентность воспитателя-условие формирования у дошкольников речевых умений и навыков» Педагогический совет на тему: «Коммуникативная компетентность воспитателя - одно из условий формирования у дошкольников речевых умений и.

Педагогический совет «Совершенствование педагогических компетенций педагогов доо в Соответствии со стандартом педагога» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Составила старший воспитатель МБДОУ детский сад № 93 г. Владикавказ Моргоева Н. И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.

Педсовет «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога».. 1 часть педагогического.

Профессиональная деятельность педагога по теме самообразования Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится (Герберт Спенсер) Постоянная работа.

Профессиональная компетентность педагога Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных.

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.

Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные.

Семинар-практикум «Применение ИКТ-средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» Видео В марте 2016 для воспитателей нашего дошкольного учреждения мною вместе с коллегой Сашиной С. С. был проведен семинар-практикум "Применение.

Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования» Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования В статье рассматривается сущность.

Ступени роста педагога дошкольного образования Так как я увлекаюсь фольклором, то решила представить в виде небольшого опуса собирательный образ педагога-дошкольника. Ступени роста педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 06:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ващенко (УИ 60401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД