Приложение МААМ

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования

Светлана Рябуха
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» размещена в разделах

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, рассмотреть.

Главная цель экологического образования и воспитания - формирование основ экологической культуры, т. е. «бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется». Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологического образования и культуры детей дошкольного возраста.

«В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире».

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Исследовательская деятельность у дошкольников :

Развивает:

• Внимание, восприятие, память, мышление

Воображение

• Речь

• Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)

• Стимулирует развитие любознательности

Формирует умения:

• Видеть проблемы

• Задавать вопросы

• Выдвигать гипотезы

• Давать определение понятиям

• Классифицировать

• Наблюдать

• Делать выводы и умозаключения

• Доказывать и защищать свои идеи

Главные задачи:

- поддерживать интерес детей к природе;

- поощрять их экологически грамотные поступки;

- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;

- и, конечно же, быть во всем примером.

Таким образом, мы подошли к выводу, что, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим экологическим вопросам :

- формированию понимания самой ценности природы;

- осознанию ребенком себя как части природы;

- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;

- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоению основ экологической безопасности;

- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.

Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.

«Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического образования и воспитания»

Методическим обеспечением работы по экологическому воспитанию, является парциальная программа О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методический комплект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Также в своей работе использую интернет – ресурс.

Был разработан перспективный готовой план, ежедневный план непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы (от 4 до 6 лет, который составляется на неделю, объединён одной темой, также разработан по сезонам.

Одним из условий решения задач проектно -исследовательской деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. Правильно оборудованный исследовательский уголок предоставляет возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром, экспериментам с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.

Предметно-развивающая среда для уголка по экспериментированию была пополнена: природным материалом (шишками, желудями, песком, глиной, почвой, орехами, зернами, коллекцией камней, ракушек, бумагой разного вида (обычная, картон, салфетки, цветная бумага и т. д); лупами, магнитами, фонариками, зеркалом, песочными часами, фартуками для проведения опытов, также много раздаточного материала (трубочки, вертушки, шарики, соль, сахар, различные крупы, бумага разной плотности, ватные палочки и диски).

Были приобретены и сделаны дидактические игры для исследовательской деятельности : «Где живёт вода?», «Что, где растет?», «В мире животных?», «Кто, что ест?», «Что из чего сделано?», «Кто чей малыш?», «Прыгает, летает, ползает», «Разложи по корзинкам», «Дары лета», «Дары осени», разрезные картинки.

Была приобретена картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста Н. А Рыжова «Исследования природы в детском саду». «Эксперименты с водой», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты со снегом и льдом», «Эксперименты с песком» и т. д. Данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта.

Исследовательская деятельность была включена в разные формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, трудовая деятельность, наблюдения, проведение опытов, рисование, лепка, аппликация, игры, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, а также развлечения, праздники, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывалась на основе интегрированного подхода.

Вся деятельность была направлена на ознакомление детей с природой и бережное отношение к ней.

В осенний период мы с детьми наблюдали за состоянием погоды осенью, за красотой природы, за животным миром, за растительным миром, закрепляли знания о времени года – осень, изучали приметы осени, обследовали фрукты и овощи с помощью зрительно – осязательных действий, познакомили детей с тем, что во всех фруктах и овощах есть сок, он имеет цвет.

Проводили опыты с воздухом: ловили воздух пакетом, пробовали обходиться без воздуха, закрыв нос и рот. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас, для чего нужен воздух человеку, каким воздухом должен дышать человек, что загрязняет воздух.

При изучении темы «Животные» и «Птицы» сравнивали их строение, проводили опыты с перышком. Выясняли, почему перышко не намокает.

С приходом зимы проводили исследовательскую деятельность со

снегом и льдом. Расширить знания детей о свойствах снега и льда. Проводили эксперименты с водой с целью

выявить свойства и качества воды: превращается в лед, делали цветные льдинки. А потом украсили ими дерево.

Также знакомились со свойствами бумаги, разных предметов (деревянные, железные, пластиковые)

«Наши помощники». Цель: с помощью экспериментов определить важность каждого органа человека. Учились заботиться о здоровье своего организма.

В весенний период проводили эксперименты «Чудо вода». Цель: закреплять знания детей о воде, о ее важности на земле. А также был проведено развлечение «День воды». Также была проведена исследовательская деятельность по теме «Наводнение». Дети познакомились с понятием «Наводнение», с правилами поведения при наводнении.

Наблюдали за срезанными веточками тополя.

Отмечали с детьми «День рождение Земли».

Посадили огород на окне. Ведем наблюдение за ростом растений.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

В экологическом просвещении родителей были оформлены родительские уголки, где предлагалась информация по темам недель. Также раздавались буклеты с информацией о экологическом воспитании детей. Родители активно участвовали в экологических конкурсах, и заняли призовые места.

В результате проделанной работы убедились, что дети проявляют интерес к окружающему миру. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо больше побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проектно — исследовательская деятельность. Как провести занятие Проектно - исследовательская деятельность. Как провести занятие. Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является.

Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов»Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов» Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей Задачи: • Развить мышление, любознательность; • Познакомить.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах; углублять представления детей о причинах отлёта птиц в тёплые края.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования
Опубликовано: 27 мая 2024 в 07:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рябуха в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД