Диана Мамаева
Повышение качества образовательного процесса посредством усиления практической направленности уроков и занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества образовательного процесса посредством усиления практической направленности уроков и занятий
МБОУ «Начальная школа – детский сад №71»
Доклад
на тему:
«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности»
Подготовила: учитель начальных классов
Мамаева Диана Гаджиевна
Публикация «Повышение качества образовательного процесса посредством усиления практической направленности уроков и занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Качество образования - определенный уровень знаний, умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса…
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В ФГОС внеурочная деятельность рассматривается не как механическая добавка к основному общему образованию, которая призвана компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Основная роль внеклассной работы — помочь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.
Выявлению и раскрытию потенциальных возможностей ребенка возможностей способствуют различные виды внеурочной деятельности.
Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершен-ствовать друг друга.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многочисленные вопросы, интересующие детей, и тогда на помощь приходят внеклассные занятия. Под внеклассной работой следует понимать организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с учением, основанную на добровольных началах и производимую во внеурочное время. Она расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала.
Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения, что создает благоприятные условия для эстетического воспитания.
Внеурочная деятельность позволяет уделить время организованному и целенаправленному воздействию на учащихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить потребности в деятельности и тем самым оказать благоприятное влияние на поведение.
Важной задачей внеурочной деятельности является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков практической работы.
Практический элемент внеклассных занятий — выполнение общественно полезных заданий, в ходе которых у учащихся вырабатывается чувство ответственности.
По мнению В. А. Сухомлинского, логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается (иначе невозможно) : достигай успеха собственными усилиями, не надеясь на кого-то, - и результаты труда оцениваются индивидуально; чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчер-пываться уроками.
Внеклассная практическая работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность.
Правильно поставленная внеурочная деятельность в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет кругозор и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
Практическая направленность уроков и занятий облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит действенным средством, которое мобилизует активность учеников в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы каждого.
Основные задачи внеклассной работы:
• привитие интереса к обучению;
• развитие и совершенствование навыков практической работы;
• развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся;
• подготовка учащихся к практической деятельности;
• организация отдыха учащихся в сочетании с эстетическим и нравственным
воспитанием.
Важными требованиями к организации внеурочной работы являются:
вовлечение в нее всех школьников с учетом их интересов и способностей;
органическое единство учебной и внеучебной деятельности;
целеустремленность, общественно полезная направленность, увлекательность всех внеурочных занятий;
повышение роли детей;
взаимодействие школы с внешкольными учреждениями, родителями.
Отличительной чертой внеурочных занятий должна быть добровольность выбора занятий учащимися в соответствии с их интересами. В задачи педагогов входят обучение конкретным умениям, навыкам, творческого отношения, самостоятельности, трудовой дисциплины, умений планировать и организовывать свои» работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль; иными словами, всестороннее развитие и воспитание учащихся.
Организация различных форм работы по интересам позволяет учащимся проявить индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий.
Для того чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к предмету, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.
Практическая направленность внеклассных занятий заключают в себе большие возможности обогащения содержания организационных форм и методов всей учебно-воспитательной работы, проводимой учителем. Внеклассные занятия если они, разумеется, правильно организованы и содержание их правильно подобрано, помогают учителю решать важнейшие задачи образования и развития детей — связи обучения с жизнью, познания детьми окружающего мира и последова-тельного расширения их, обобщения межпредметных связей.
Так же как и уроки технологии, внеклассные занятия по технологии вызывают у учащихся интерес, когда они по содержанию и организационным методам связаны с жизнью и запросами детей, когда эти занятия помогают лучше организовать досуг, заполнить свободное время разнообразным творческим общественно полезным трудом, интересными коллективными делами.
Продуманная организация внеклассной работы не просто позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, а помогает сделать эту работу содержательнее, повысить интерес учащихся к выполняемым заданиям.
На внеурочных занятиях учитель имеет значительно больше возможностей, чем на уроках, для того, чтобы разнообразить виды работы, содержание и объем выполняемых детьми заданий, методы и организационные формы проведения каждой работы. Немаловажное значение имеет возможность варьировать количе-ство учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном занятии, а также большая степень свободы в выборе порядка и срока проведения занятий.
Все это помогает учителю лучше выявить и полнее использовать интерес детей к различным видам, дает более широкие возможности для индивидуального подхода к каждому учащемуся, организации самостоятельности школьников.