МААМ-картинки

Особенности развития действий с предметами в первый год жизни

Ляйсан Басырова
Особенности развития действий с предметами в первый год жизни
▼ Скачать +Заказ

«Особенности развития действий с предметами в первый год жизни».

Первый год - ответственный период в жизни ребёнка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами. Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность.

Публикация «Особенности развития действий с предметами в первый год жизни» размещена в разделах

Возможность познания предметов, окружающих ребёнка, в большей степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. В новорождённый период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно - рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно. Целенаправленные действия формируются у ребёнка в процессе воспитания и обучения.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве, а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т. е. зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка, и в частности на развитие речи.

Первая двигательная функция руки - схватывание. Сначала выявляется как врождённый рефлекс «Робинзона», он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Он исчезает уже в первые месяцы, замещаясь хватательным рефлексом. Схватывание предметов как действие формируется у ребёнка в процессе общения со взрослым и является результатом обучения.

С 3 месяцев начинается период сенсорной активности. От 2,5-3мес. До 4-4,5мес. у ребёнка возникает этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом. В этот период малыш впервые познаёт объективные свойства предметов. С 4 до 7 мес. для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств предмета, умение привести предмет в движение. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Похлопывает по предмету, стучит им, размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание. В 6 мес. ребёнок не только крепко удерживает вложенный в руку предмет, но и берёт его из любого положения. ОТ 7 до 10 мес. у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве. Он выполняет двух активные действия : вкладывает и выбрасывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, а затем пытается нанизать; захлопывает крышку коробочки и т. п. С 8-9 мес. малыш крепко сжимает игрушку, если её хотят отобрать. Он берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. От 10-11 мес. до 1г. 2мес. -1г. 3мес. появляются функциональные действия, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.).

Для успешного развития действий рук необходимы следующие занятия: в первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони вкладывать поочерёдно шарик диаметром 2-2,5 см, добиваясь схватывания, палочки диаметром 1см, валики, сделанные из клеёнки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки при схватывании, развивают тактильную чувствительность ладони. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребёнка, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Рефлекторные упражнения и упражнение на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, однако они полезны для развития осязания. Если в 2-3мес. игрушки-подвески используем для того, чтобы научить ребёнка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5-6мес. они необходимы для развития целенаправленных движений руки к предмету, умение захватывать и подтянуть его к себе. Подтягивание к себе один предмет, вызывает перемещение и других. С этой целью подвешиваем шарики, колокольчики, ленточки, погремушки и т. п., укреплённые на шнур, который связан концами. После 6 мес. учим выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один малыш изменяет положение другого. Например-привязать колечко к неваляшке, машинке и т. п. Выкладывание предметов из ёмкости путём переворачивания (высыпание шариков из ведёрка, опрокидывание тележки с кубиками); поочерёдное выкладывание предметов (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить последовательные действия); снятие предметов с опоры (колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты; нанизывание колец большого размера на стержень); открывание матрёшек, бочат (с помощью ленты, приёмом подтягивания, вытаскивание грибков, ёлочек. Используем игрушки-вкладыши (цветные колпачки, матрёшки, ведёрки и т. д.) Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать при этих движениях пальцы руки. С 8-9 мес. с целью развития моторики пальцев проводим игру «Открой сам» (дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путём проталкивания). Он самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены. «Прокатывание колёсных игрушек» (цель научить ребёнка действовать с игрушкой в соответствии с её свойствами). В 10-12мес. с детьми проводим дидактические игры «Что мы спрятали в коробку?», «Чудесный мешочек», в который вложены игрушки (шарики, кубики, колечки и т. д.) Встряхивая мешочек, побуждаем ребёнка доставать из него предметы, рассматривать их. В этом возрасте ребёнок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень, игры с пирамидкой (разбирать и собирать 3-5 колец, ставить «кубик на кубик». Малыш успешно действует с «занимательной коробкой», в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разной величины. Предлагаются также столики с грибочками, ёлочками. Упражнения для руки заключаются в тренировке умения взять предмет кончиками пальцев, соотнести с плоскостью, приложить усилия для соединения деталей с основанием. Они полезны для развития не только действий руки, но и глазомера, чувств, эмоций, а в конечном счёте мышления и речи ребёнка.

На протяжении всего первого года жизни воспитатель использует метод пассивных движений с разной степенью активности со стороны ребёнка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребёнка, затем вместе с ним, всё чаще внося элементы активности.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Фотоотчёт «Наш первый в жизни утренник»Фотоотчёт «Наш первый в жизни утренник» Уважаемые друзья, коллеги и гости моей странички! Разрешите представить вашему вниманию наш первый утренник, который называется «В гостях.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мой первый жизни выпускнойМой первый жизни выпускной Добрый день или вечер,уважаемые коллеги! Быстрыми шагами идут дни за днями. На дворе уже июнь, а я всё чаще вспоминаю свой выпускной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Режимные моменты в жизни младшей группы «В первый раз — в детский сад!»Режимные моменты в жизни младшей группы «В первый раз — в детский сад!» «Цыплята». Обысова Оксана. Наша группа "Цыплята"! Добро пожаловать! Вот и подрос ваш "цветочек"! Пора "открывать" этот мир вашему ребёнку,.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития действий с предметами в первый год жизни
Опубликовано: 2 октября 2020 в 12:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития действий с предметами в первый год жизни» (включая файлы) размещена пользователем Ляйсан Басырова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД