кристина устенко
Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства
Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в детском образовательном учреждении. Одной из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Темочки:
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, радость и т. д.)ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детейведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
«Если ограничить двигательную активность детей, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условныхсвязей и снижению психической активности»
Петр Францевич Лесгафт.
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении.
Во всех программах дошкольного образованиябольшое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т. ч. организации двигательного режима. Однако важно отметить, что современные дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями :
• замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детскомсаду и квартир;
• ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
• требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п.);
• продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
• преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т. д.).
Но самая главная проблема — несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.).
С целью реализации данной задачи важно позаботиться о создании физкультурной игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек).
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников.
Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.
В группе организовано пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?
Сначала мы определили индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определили круг интересов детей, подобралиигры малойподвижности и изготовили атрибуты, которые органично вливаются в самостоятельную деятельность и стимулируют безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.
С удовольствием дети играют в такие малоподвижные игры как: «У кого мяч?», «Сделай фигуру», «Съедобное- несъедобное», «Твистер»
прыгают в «резиночки»
Дети моей группы так же предпочитают такие творческие игры, как: "Домики" (организуют домик и обустраивают его); "Больница";
Магазин" ; "Гараж" (или подобные игры с машинами). Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора, обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, шашки, много рисуют и раскрашивают
В дверном проёме нашей группы укреплен тренажёр для дыхательной гимнастики
На полу сделана разметка для игры в "Классики"
В нашей группе имеется физкультурный уголок, для увеличения самостоятельной активности детей (слайд №11)
Дети свободно и с удовольствием используют атрибуты уголка:
- «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета; силуэты детских ножек;
- разноцветные полоски (5-10 шт.) для подпрыгивания;
- тренажеры для дыхательной гимнастики. Данные тренажеры мы используем для тренировки направленного выдоха. Бутылочки с трубочками с легким материалом внутри
- мешочки с песком;
- канат, узкая веревка, резинка для игр;
- яркие ленты и многое другое, с чем вас детальнее познакомят на презентации центра двигательной активности в группе «Золотой Ключик».
При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети отдают предпочтение активному времяпрепровождению : значительно возрастает интерес детей к подвижным играм; снижается спонтанная двигательная активность; повышается продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Отдают предпочтение таким играм:
"Поймай мяч"
«Кто быстрее смотает верёвку»
«Хождение по канату»
«Кольцеброс»
«Боулинг»
«Дартс»
«Городки»
«Игра с мешочками с песком»
Предлагаемые мешочки с грузом можно подразделить на три типа:
• для метания,
• для выработки осанки,
• для предупреждения плоскостопия.
Варианты использования могут быть разнообразными, по предпочтению детей:
- бросить мешочек в мишень правой рукой, затем левой рукой;
- подбросить мешочек вверх правой рукой, поймать левой (затем наоборот);
- пройтись держа мешочек на голове по узкой веревке, руки вытянуты в стороны
- по мешочкам полезно не только ходить, но и бегать. Можно также прыгать с мешочка на мешочек.
Заниматься следует босиком или в тоненьких носках.
Для того, чтобы разнообразить двигательную активность создаю проблемные ситуации. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого использовать разноцветные платочки, раскинув их по ковру. Прыгать по ним как по кочкам, идти друг за другом, имитируя разведчиков.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, провожу физкультурные минутки
В перерывах между занятиями провожу динамическую паузу. Они улучшают кровообращение всего организма, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния, такие как, «Дни недели», «12 месяцев», «Деревья в лесу» и др.
Так же проводим разнообразную гимнастику для пальчиков, например, «Дружба», «Рыбки в пруду», «Мы писали», «Алые цветы», сделан игровой тренажер для самомассажа шишками сосны с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета
«Наши пальчики писали и немножечко устали…» Кто же не знает стихотворения этой детской физминутки! Но разрядку нужно давать не только пальчикам. Ведь, кроме них, трудились и наши глазки. Для снятия напряжения глаз в нашей группе имеется настенный тренажер «Базарного» для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации. Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни наших воспитанников, мы должны исходить из необходимости учета следующих факторов:
1. индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
2. особенности эмоционально-личностного развития;
3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
Чем больше возможностей у ребенка в выборе игр и движений, тем меньше проявления агрессии, непослушания, конфликтов и криков.
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.
Спасибо за внимание.