Анна Филатова
Презентация «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства».
▼ Скачать + Заказать документы
Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства. Центр двигательной активности в группе.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ).
Публикация «Презентация „Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства“,» размещена в разделах
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Современные городские дети не имеют возможности для появления достаточной самостоятельной двигательной активности, она все больше ограничивается созданными условиями :
• замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
• ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
• запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п.);
• увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
• преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью и т. д.);
• генетической наследственностью (по последним статическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема, не смотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч, с прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
Т. о., одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.)
Таким образом, задачей педагогов является:
*научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях группы.
*самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.
*изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.
Правильно организовать предметно – пространственную среду, уголок двигательной активности в группев группе
Согласно ФГОС дошкольного образования при проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие принципы её построения:
1. насыщенность;
2. полифункциональность;
3. трансформированность;
4. вариативность;
5. доступность и открытость;
6. безопасность.
Уголок двигательной активности служит удовлетворению потребности ребенка в движении и приобщению к здоровому образу жизни. При его организации необходимо учитывать все принципы построения РПП среды.
Насыщенность среды.
Должна соответствовать возрастным возможностям детей и иметь соответствующий материал, который обеспечивает двигательную активность, развитие физических качеств: координация и гибкость; способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Способствует развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; формирует начальное представление о некоторых видах спорта, желание участвовать в подвижных играх и соревнованиях, способствует укреплению здоровья.
Полифункциональность среды.
Возможность разнообразного использования различных составляющих уголка двигательной активности в различных видах детской деятельности, в том числе детской игре.
Трансформируемость среды.
Трансформируемость игрового и спортивного оборудования создаёт атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности и для всех детей в целом.
Вариативность среды.
Наличие в уголке двигательной активности разнообразного игрового материала и оборудования, обеспечивающие свободный выбор детей.
Доступность и открытость среды.
Уголок двигательной активности оформляется как часть большой игровой зоны. Дети находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками и пособиями. Ребёнок ведёт себя по принципу «вижу-действую».
Безопасность среды.
Всё спортивное оборудование необходимо установить и надёжно закрепить. Пособия должны быть безвредными, влагоустойчивыми, не иметь неприятных запахов, прочными, надёжными, красочными и пригодными для использования.
Уголок двигательной активности - один из самых любимых уголков в нашей группе. Он пользуется популярностью у детей, поскольку здесь ребенок может реализовать свои потребности в двигательной активности, приобщится к здоровому образу жизни.
В нашем уголке есть оборудование: обручи, гимнастические палки, мячи разного диаметра, фит-болы, клюшки, мешочки с песком, кегли, кольцебросы, погремушки, воротики, дартц, твистер,
А так же в уголке есть массажные коврики, массажные мячики, массажёры для ног, разные ленточки, платочки, косички, скакалки, резиночки, флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, дидактические игры спортивной тематики.
В нашем уголке двигательной активности есть нетрадиционное оборудование.
Для проведения дыхательных упражнений- «воздушный футбол»,«веселые сказки», «снежинки», «осенние листочки», «волшебные пузыри».
Для развития мелкой моторики – «шустрые ящерицы», «волшебные прищепки», «настольный баскетбол», «настольный хоккей»,«чудо - мешочки».
Для предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата – «змейка», «чудо - крышки», «ортопедический коврик», «гимнастическая резинка», «шары стимуляторы».
Для развития ловкости, силы, меткости – «дартц», «кольцеброс»,«гантели», «парашют», «ракета», «мячик на шнуре».
В группе также проводятся подвижные игры, хороводные игры, игры малой подвижности, театрализовано- подвижные игры, дидактические игры по различным видам спорта.
Использование детьми оборудования нашего уголка двигательной активности создаёт положительный настрой, повышает настроение, дает заряд бодрости и энергии.
В первой половине дня в процессе ООД использую физкультминутки, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения.
Во второй половине дня проводится бодрящая гимнастика под музыку с элементами суджоктерапии, хождению по ортопедическому коврику, босохождением.
Также в свободной деятельности дети играют в такие игры как:
«Упражнения на фитболе»,
«Игры с гимнастическими ленточками»,
«Игры с обручами»,
«Игры с тихим тренажером»,
«Перетягивание каната»,
«Эстафеты»,
«Игры с атрибутами болнльщика».
Кроме того в группе имеются картотеки подвижных, хороводных игр, картотека бодрящей гимнастики, физкультминуток, пальчиковых игр и игр на дыхание.
При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению : Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.